понедельник, 14 февраля 2022 г.

Троя: закулисье Голливудской эпопеи

 Нечасто кураторам музеев удается тусоваться на голливудских съемочных площадках. Но это случилось со мной во время съемок фильма « Троя » с Брэдом Питтом в главной роли, выпущенного Warner Brothers в 2004 году. Режиссер Вольфганг Петерсен великодушно пригласил меня посетить студию Shepperton Studios и провести неделю на Мальте, наблюдая, как снимается фильм.

Невероятно волнующе было стоять в банкетном зале Спарты, пока Парис и Елена продолжали свой опасный роман под прикрытием пьяной вечеринки, а затем видеть Менелая в Микенах, убеждающего Агамемнона возглавить объединенные греческие силы, чтобы вернуть Елену. Они обнялись в явной солидарности, но взгляд, который Агамемнон (Брайан Кокс) бросил через плечо Менелая, был отблеском чистой жадности. Богатства Трои были в его глазах и явно его истинная цель. Между тем, еще в Трое — на самом деле в Shepperton Studios — Приам созвал формальный совет, и вечно очаровательный Гектор (Эрик Бана), надежно героический, но в то же время благоразумный, изо всех сил пытался найти альтернативу ведению этой разрушительной войны.

Греческий корабль в Трое (2004 г.). Корабль Allstar Picture Library/Alamy Stock Photo.
© Уорнер Бразерс.

Конечно, война была неизбежна. Я не видел боевых сцен, которые не все были сняты на Мальте, но было достаточно ужасно, чтобы увидеть магазин реквизита, где на полках стояли ужасно реалистичные отрубленные головы, пронзенные тела и поврежденные конечности. Было также бесконечное количество оружия — щиты, мечи и копья — и целая подгруппа людей, чей опыт заключался в том, как использовать их для создания убедительных боев. Еще одна подгруппа следила за обучением греческих гребцов на их тщательно воспроизведенных древних кораблях. Они тренировались в Гранд-Харборе в Валлетте и выглядели очень хорошо — вы бы никогда не догадались, что у каждого корабля был спрятан небольшой мотор на тот случай, если экипажу понадобится дополнительная помощь!

Было интересно наблюдать за процессом создания фильма. Дни были длинными, а работа напряженной, требующей огромной дисциплины. Несмотря на то, что было задействовано очень много людей, и на каждой съемочной площадке было достаточно многолюдно, во время дублей царила абсолютная тишина. Можно было услышать, как упала булавка, а когда парикмахер действительно уронила булавку, она чуть не умерла от смущения. Актеры повторяли сцены, пока режиссер не произнес заветные слова «проверь ворота». Нет, я тоже — это что-то техническое — но это означало, что сцена была закончена, и процесс мог двигаться дальше.

Брайан Кокс и Бредан Глисон в роли Менелая и Агамемнона. Трой (2004).
Архив AF/Alamy Stock Photo. © Уорнер Бразерс.

Работа требовала жесткой концентрации от всех заинтересованных сторон, но были и моменты, когда актеры могли свободно болтать. Я провел счастливые пять минут с Агамемноном и Менелаем (Брайан Кокс и Брендан Глисон), оба выдающиеся фигуры в своих королевских костюмах, которые сидели вместе между дублями и шутили о том, насколько неудобны их сандалии. Эрик Бана показал мне, как работать с кофеваркой, и в реальной жизни был таким же милым, как Гектор в сказке. Орландо Блум давал мне автографы для моих тогдашних дочерей-подростков — да, я знаю — я был достаточно груб, чтобы спросить! Но он был очень добр и рисовал на них сердечки. Моя младшая дочь поместила свою в серебряную рамку, и я думаю, что она до сих пор боготворит ее.

И, конечно же, вопрос у всех – удалось ли мне познакомиться с Брэдом Питтом? Ну, я подойду к этому через мгновение…

Эрик Бана и Орландо Блум в роли Гектора и Пэрис. Трой (2004).
Allstar Picture Library/Alamy Stock Photo. © Уорнер Бразерс.

Во-первых, я должен объяснить, как все это произошло, и что я там делал, кроме того, что прекрасно проводил время. Все началось с телефонного звонка в обычно спокойный день в греко-римском отделе Британского музея, где я был куратором коллекции греческого бронзового века. Бронзовый век, особенно период около 13 века до нашей эры, обеспечивает подходящую основу для истории Троянской войны. В это время Микены действительно были могущественными и влиятельными, а Троя была богатой и сильно укрепленной цитаделью. У нас нет свидетельств того, что война действительно происходила так, как описано у Гомера, но археология этих двух памятников дает возможный фон для любого такого события. Однако, как вы уже поняли, если видели нашу выставку BP « Троя: миф и реальность »., это сложное дело. Греки считали, что война произошла на каком-то раннем этапе их прошлого, но это не был период, когда история записывалась. Скорее, Гомер и другие барды, которые рассказывали эту историю примерно в восьмом и седьмом веках до нашей эры, унаследовали ее в устной традиции. Это была поэзия, предназначенная для того, чтобы ее читали и слушали, а не записывали и читали. Таким образом, история могла развиваться и меняться с каждым пересказом, как катящийся камень, собирающий одни вещи и теряющий со временем другие. Традиция не была закреплена примерно до шестого века до нашей эры, и даже тогда сказка была трамплином для изобретения в руках как писателей, так и художников.

Мраморный бюст Гомера. 2 век нашей эры. Римская копия эллинистического оригинала II века до н.э.

Все это было у меня в голове, когда я взял трубку и начал отвечать на вопрос одного из создателей фильма — собственно о картах бронзового века. Одно влекло за собой другое, и в течение следующих нескольких недель я изо всех сил старался отвечать на различные вопросы. Какую позу должен принять Приам при поклонении богам? Какие древнегреческие слова должны бормотать умирающие воины, чтобы создать мрачную атмосферу после битвы? Курили ли герои после банкета, и если да, то что? Последнее застало меня врасплох — я мог только предполагать, что они могли вдохнуть пары ладана или ароматных масел, но ни трубок, ни сигар они точно не производили. Я пытался ответить на все вопросы, но всегда упирался в вопрос «подлинности». Создатели фильма серьезно относились к аутентичности, но я должен был продолжать говорить, что это было сложно, и это зависело от того, что они хотели быть аутентичными. В бронзовый век? К предполагаемому времени Гомера? В мир классической Греции, когда искусство было полно сцен Троянской войны, но задумано в духе V века?

Реконструкция Трои в эпоху поздней бронзы.
© Кристоф Хауснер, Мюнхен.

В общем, старались быть как можно более бронзовым веком, но уже к моменту моего участия были сделаны всевозможные компромиссы. Фильм уже был в производстве, и мои ответы не оказали заметного влияния на его законченный вид. Как вы знаете, если видели его, фильм черпает визуальное вдохновение из множества различных археологических источников. Некоторые из них относятся к бронзовому веку: в Микенах есть Львиные ворота, хотя для этой цели они и закрыты, а Троя очень похожа на минойский Кносский дворец с его красными, сужающимися книзу колоннами. Другие элементы появились позже - статуи во дворце Приама и развевающиеся одежды Елены - два примера - в то время как ближневосточные культуры оказали влияние на некоторое оружие и реквизит.

Питер О'Тул в образе Приама среди статуй богов.
Трой (2004) United Archives GmbH/Alamy Stock Photo. © Уорнер Бразерс.

Я рассказал им все, что знал о позах бронзового века для поклонения, которых было довольно много, потому что фигурки изображают молящихся с одной рукой, прижатой ко лбу, или с двумя предплечьями, прижатыми к груди, но в конце концов Приам (Питер О'Тул) встал на колени. до его статуй богов постбронзового века. В этом не было ничего удивительного — небольшие изображения богов, которые мы знаем из археологии бронзового века, выглядели бы странно для современной публики, а мы очень привыкли к людям, преклоняющим колени, чтобы молиться. Древние барды меняли истории, чтобы они были понятны каждому новому поколению слушателей, поэтому у создателей фильма были хорошие прецеденты для того, чтобы сделать то же самое. Тем не менее, они допустили некоторые вольности, которые возмутили ученых. Класть монеты на глаза мертвых было безнадежным анахронизмом, если подразумевалось, что это было время до изобретения монет. Но опять же, драматические императивы взяли верх над археологическими свидетельствами. И вы не можете не чувствовать, что это было правильно – цель была не в том, чтобы снять археологический документальный фильм, а в том, чтобы сделать хороший фильм.

Троянский конь. Трой (2004). Фото со стока Sportsphoto/Alamy. © Уорнер Бразерс.

И все же, даже если мы простим и даже получим удовольствие от богатой, но не совсем связной визуальной картины, что нам делать с тем, насколько верно фильм следовал мифу? Настало время спойлерить, ведь судьбы некоторых персонажей сложились совершенно иначе. Это снова вызвало бурю негодования у тех, кто знаком с их греческими мифами, и понятно почему. Как Менелай может умереть под Троей, если мы «знаем», что он и Елена вместе вернулись в Спарту после Троянской войны? По крайней мере, так говорят самые древние версии этой истории. Точно так же, как Пэрис и Хелен могли вместе сбежать в полностью голливудский счастливый конец, когда она вернулась домой, а он был убит? Возможно, прежде всего, что произойдет с остальной частью истории Агамемнона, если он умрет? Мы все знаем, что он должен вернуться в Микены и быть убитым в ванне своей женой Клитемнестрой. И даже если мы не все это знаем, великий афинский трагик V века Эсхил знал. В егоВ трилогии « Орестея » он рассказывает продолжение истории в трех самых блестящих сохранившихся греческих трагедиях. Однако этого не могло произойти в мире фильма, где Агамемнон не добирается до дома.

Джон Коллиер (1850–1934), Клитемнестра , 1882 г. © Художественная галерея Гилдхолла.

Что ж, титры гласят: «Вдохновлено « Илиадой » Гомера », но они не претендуют на то, чтобы строго придерживаться ее или какой-либо древней версии мифа. Действительно, сценарист Дэвид Бениофф (впоследствии « Игра престолов»)славы) сказал: «Я не беспокоюсь о том, чтобы осквернить классику. Гомер переживет Голливуд», и это, несомненно, правда. Режиссер Вольфганг Петерсен не только знал и уважал классические тексты, но и прекрасно осознавал, чем его версия отличается от них. Но его художественная цель и его работа состояли в том, чтобы создать эпическую версию сказки, которая привлекла бы внимание самой широкой аудитории. Так что нам, вероятно, следует снять наши классические головы и просто судить, хороший ли это фильм. Зрители по всему миру, безусловно, так и думали, и кассовый успех, конечно же, является высшим критерием для дорогого голливудского производства.

Тем не менее, одна из основных сцен в фильме тесно связана с рассказом в « Илиаде» и остается невероятно трогательной на большом экране. Это когда старый царь Приам храбро идет ночью в греческий лагерь, чтобы выпросить у Ахиллеса тело его сына Гектора. Ахиллес в своей ярости на данном этапе истории стал не более чем машиной для убийств. Его гнев и горе по поводу смерти Патрокла высосали из него все человечество. Он не только убил Гектора, но и ежедневно злоупотребляет его трупом, окровавленно волоча его за своей колесницей. Приам подходит к нему и становится на колени, чтобы поцеловать его руку. Его слова в фильме:

Я вынес то, что не вынес ни один человек на земле. Я целовал руки человеку, убившему моего сына.

Римский серебряный кубок с изображением троянского царя Приама, целующего руку Ахиллеса. Изображение: Роберто Фортуна и Кира Урсем © Национальный музей Дании.

По сути, это дословно то, что он говорит в « Илиаде» (книга 24, строки 504–6), и вся сцена является поворотным моментом в поэме. Илиада _это история Ахиллеса и его ярости – и здесь, ближе к концу поэмы, развязка его гнева и его искупление как человека. Он плачет вместе с Приамом, видя в нем отражение собственного отца, который, как он знает, тоже скоро потеряет. Он выбрал свою судьбу – короткую, но славную жизнь и вечную славу – но теперь видит человеческую цену. Он восстановил сочувствие и возвращает тело Гектора, позволяя Приаму безопасно доставить его из греческого лагеря в Трою. Похороны Гектора завершают стихотворение. В фильме есть что рассказать, в том числе история Деревянной лошади и возможное падение Трои. Он тоже заканчивается погребальным обрядом, но на этот раз самого Ахиллеса. Оставьте в стороне раздражение от монеток на глазах и насладитесь финальным монологом Одиссея (Шон Бин), от которого у меня всегда мурашки по коже. К сожалению, я не встретил его,

Если они когда-нибудь расскажут мою историю, пусть скажут, что я ходил с великанами. Люди поднимаются и падают, как озимая пшеница, но эти имена никогда не умрут. Пусть говорят, что я жил во времена Гектора, укротителя лошадей. Пусть говорят, что я жил во времена Ахиллеса.

Брэд Питт в роли Ахиллеса в Трое . Allstar Picture Library/Alamy Stock Photo. © Уорнер Бразерс.

И, наконец, встречалась ли я с Брэдом Питтом? Я не должен был видеть ни одной из его сцен и слышал, что он уехал тренироваться в бою на мечах в горах. Но в один свободный от съемок день во время моей недели на Мальте мы все пошли ужинать в ресторан в Валлетте. Я сидел рядом с военным советником фильма, и когда мы вместе спускались по (довольно темной) лестнице, я наткнулся на знакомую фигуру. Я узнал (или подумал, что узнал) Гаррета Хедлунда, молодого актера, сыгравшего Патрокла, блондина в бейсболке задом наперед. В фильме Патрокл изображен не как любовник Ахилла, а как его двоюродный брат, поэтому Гаррет был выбран отчасти из-за общего сходства с Брэдом Питтом. Вы видите, к чему это идет. Я встречался с ним несколько раз, поэтому я сказал ему: «Привет. Как дела?' Он сказал, что с ним все в порядке, и спросил, как я. Я тоже сказал хорошо, а потом сказал: — Ты идешь в этот сальса-клуб сейчас? потому что это был общий план. Он сказал, что был, поэтому я сказал: «Увидимся там», и он сказал: «Да, увидимся там».

Тогда военный советник сказал мне: «Вы знаете, с кем вы только что разговаривали?» Я сказал «Гаррет Хедлунд», а он сказал «Нет…»
… и тогда я понял, что назначил свидание Брэду Питту!

Комментариев нет:

Отправить комментарий