понедельник, 14 февраля 2022 г.

Женщины и богини Троянской войны

 История Троянской войны — один из основополагающих мифов западной культуры. Два древнейших стихотворения в мире, «  Илиада» и  « Одиссея » Гомера , вдохновлены им. Действие «  Илиады» происходит на 10-м году войны, «  Одиссея» — после, когда ее герой Одиссей тратит еще 10 лет, пытаясь вернуться домой. Оба эти эпоса — истории мужчин, и каждый из них начинается с призыва рассказать историю героя. Ахиллес и его неутолимая ярость становятся темой «  Илиады» с ее первой строки: « Ярость — Богиня, воспей ярость сына Пелея Ахиллеса».Что бы еще мы ни ожидали услышать в этой поэме — борьбу между смертными и бессмертными — в конце концов все сведется к одному человеку и его ярости.

Деталь чаши для смешивания вина, изображающая Ахиллеса, сражающегося с Гектором. в. 490 г. до н.э.

И все же Ахиллес — не первый персонаж, упоминаемый в этой поэме — первое лицо, упоминаемое в «  Илиаде»  , — это богиня, предположительно божественная муза Каллиопа, проявляющая особый интерес к эпической поэзии. Первое слово «  Одиссеи» — андра (человек) — но и остальные вступительные строки понятны тому, кто знает его историю, и это не герой и не поэт» Расскажи мне, муза, о сложном человеке.». Другими словами, первые строки каждого стихотворения говорят нам что-то очень тонкое: их субъекты могут быть мужчинами, но это женское божество, к которому поэт должен обратиться, если он хочет рассказать мужские истории. Женщины вплетены в ткань Троянской войны так же сильно, как и герои-мужчины, получающие самые высокие счета. Так не пора ли и нам обратить на них внимание?

Гравюра с изображением муз и римской богини Минервы. Школа Андреа Мелдолла, ок. 1540–1563 гг.

Елена Троянская

Во всей войне участвует только один персонаж, который настолько неотъемлем от нее, что получил прозвище «Троя», и это Елена. Она не рождается Еленой Троянской, а становится ею, когда сбегает или забирается (в зависимости от версии мифа, которую мы читаем) Парисом, троянским принцем. Елена начинает свою жизнь как Елена Спартанская, в честь города на юге Греции. Она дочь Зевса — царя богов — и Леды, королевы Спарты. Распространенное представление о ней (написанное авторами от Гомера до Марлоу) как о разрушительной красоте (ее лицо спустило на воду тысячу кораблей) упускает из виду важные элементы ее истории.

Сэр Эдвард Джон Пойнтер, Хелен , 1887 г. Фонд Королевской коллекции /
© Ее Величество королева Елизавета II, 2019 г.

В детстве Елену похищает царь Тесей (мифический основатель Афин) через много лет после того, как он убил минотавра. Это один из менее героических его подвигов (даже античные авторы, чье отношение к сексу сильно отличалось от нашего, смущались, когда мужчина за пятьдесят брал в жены ребенка). Братья Елены объявляют войну Афинам, чтобы вернуть свою сестру. В некоторых версиях этой истории Елена рожает Тесею ребенка, прежде чем ее вернут домой в Спарту.

Урна с изображением похищения Елены Парисом, 125–100 гг. До н.э.

Повзрослев, Елена выходит замуж за царя Спарты Менелая. Затем появляется Парис и берет ее (вольно или невольно — опять же, зависит от версии прочитанного нами рассказа) обратно с собой в Трою. Менелай и греки возмущены и преследуют ее с более чем тысячей кораблей — Гомер перечисляет около 1200 в « Илиаде» . Это стихотворение представляет нам Елену, которая сожалеет о том, что Парис не стал лучше, и упрекает себя за свое поведение. Недостаточно расположить к себе ее свекровь Гекубу. В пьесе Еврипида « Троянки »., действие которого происходит сразу после падения Трои, Гекуба говорит Менелаю, что похвалит его, если он убьет Елену. Затем Хелен энергично защищает себя, указывая на неоспоримую правду: Гекуба винит в войне Хелен, а не своего собственного сына Пэрис.

Эдвард Бёрн-Джонс, Слезы Елены, 1882–1898 гг.

Гекуба, царица Трои

Жаль, что Гекуба, царица Трои, мало известна современному зрителю. Пьеса Еврипида о ней была чрезвычайно популярна во времена Шекспира (вот почему Гамлет может спросить: «Что ему Гекуба или он Гекубе?»). Царица Трои — выжившая, опустошенная вдова и мать многих убитых сыновей, а также ужасный пример жестокости войны. Гекуба Еврипида переживает последний ужасный шок сразу после падения ее города — она обнаруживает, что ее младший сын Полидор был убит Полиместором, царем Фракии, которому она отправила своего сына на хранение во время войны. .

Гравюра, изображающая Гекубу (в драпировке с капюшоном) и жену Гектора Андромаху, плачущую над прахом Гектора. После Анжелики Кауфман, ок. 1771.

Эта последняя травма слишком тяжела для Гекубы, и она совершает один из самых ужасающих актов мести во всей греческой трагедии и, возможно, во всем театре. Гекуба и ее женщины убивают двоих детей Полиместора, человека, убившего ее сына. Затем они вырывают ему глаза булавками для брошей. Это потрясающе жестокий ответ — последнее, что увидит этот коварный человек, — это убийство своих сыновей в отместку за собственное жестокое преступление. В современных театральных постановках часто изо всех сил пытаются показать женщину, делающую что-то настолько нематеринское, даже антиматеринское, как убийство детей (у них есть тенденция подразумевать, что женщины сумасшедшие, чего нет в греческом тексте). Но в то время как это шокирующая сцена, она также экстраординарна. Группа порабощенных военных вдов, мстящих одному греку и его детям за всех сыновей, мужей и свобод, которых они сами лишились. Женщины, использующие ножи для убийства детей, представляют собой особенно жуткое искажение боевых норм (мужчины убивают других мужчин мечом и лезвиями копий) в войне, которая только что подошла к концу.

Амфора (кувшин для хранения) с изображением смерти царя Приама. Гекуба стоит рядом с мужем, подняв правую руку, чтобы рвать на себе волосы, и левую, умоляя убийцу мужа. в. 550–540 гг. до н.э.

Пентесилея, царица амазонок

На самом деле эти нормы уже были подорваны в последний год войны, когда прибыли амазонки. Пентесилея и ее женщины-воительницы вместе с троянцами сражаются против греков. Амазонки были очаровательны для древних художников. Это наиболее часто изображаемые персонажи на греческих горшках после Геракла (или Геркулеса, если дать ему его более распространенное римское имя). Идея женщин-воительниц была одновременно привлекательной и тревожной для древних зрителей — война была (и остается) традиционно мужской сферой. Однако образы павших амазонок, уносимых с поля боя их воинами-греками, прекрасны, чего обычно не делают с поверженными врагами ни в стихах, ни в изобразительном искусстве. Уважение к врагу не доходило до того, чтобы уносить его с поля боя. Это не всегда доходило до того, чтобы не осквернять их трупы. Им явно восхищались.

Гравюра скульптурного бюста королевы амазонок Пентесилеи, ок. 1550.

Пентесилея сражается с Ахиллесом в единоборстве, повторяя великую кульминационную битву « Илиады» между Ахиллесом и Гектором (великим троянским героем), которая произошла несколькими неделями или месяцами ранее. Мы знали бы ее историю лучше, если бы эпическая поэма, в которой она сыграла главную роль, Эфиопы , дожила до наших дней. Как бы то ни было, мы знаем, что она сражалась с Ахиллесом и погибла. Это ставит ее в равное положение практически со всеми, кто сражался с полубогом Ахиллесом. Гектор был величайшим троянским воином, и даже он был убит после короткой схватки с кровожадным греком.

Амфора (кувшин для хранения), изображающая Ахиллеса, убивающего королеву амазонок Пентесилею. в. 530 г. до н.э.

Так что в поражении Пентесилеи нет ничего постыдного. Она достаточно храбра, чтобы сразиться с Ахиллесом, и проигрывает, как и все остальные. Разница в том, что ее история так редко рассказывалась. И когда это было сказано, это было сексуализировано. Когда Роберт Грейвс рассказал историю Пентесилеи в 20-м веке, он лишил ее воинской доблести, чтобы эротизировать ее труп (на котором мастурбирует его версия Ахиллеса). Иногда трудно увидеть прогресс.

Лаодамия

Один поэт, эротизировавший женщин в своем искусстве (а возможно, и в своей жизни), также является автором одной из самых печальных и прекрасных историй о женщине, чья жизнь была вырвана с корнем Троянской войной. Овидий пишет стихотворение в виде письма Лаодамии к ее мужу Протесилаю. Протесилай — первый из греков, высадившийся в Трое, и первый погибший. Письмо Овидия от вдовы к любимому мужу почти невыносимо трогательно. Помимо всего прочего, необычно, что мужчина, чья поэтическая личность торгует в лучшем случае кокетливым, а в худшем — сексуальным хищником, отказывается от своей мужественности, чтобы писать как женщина. По сути, это целый сборник стихов брошенных женщин и замечательный акт литературного чревовещания.

Статуя Протесилаоса, идущего по носу корабля. Римская копия греческого оригинала, датируемая ок. 450–430 гг. до н.э.

Афродита, богиня любви

Это всего лишь горстка смертных женщин, чьи жизни были повреждены Троянской войной. Но бессмертные женщины так же важны для войны, как и их человеческие собратья. Когда Парис прибывает в Спарту, чтобы соблазнить Елену, он говорит ей, что требует ее как свой законный приз, врученный ему богиней Афродитой. Перед Парисом была поставлена ​​незавидная задача решить, какая богиня — Афина, Гера или Афродита — должна быть награждена золотым яблоком, на котором начертана греческая фраза: « Te kalliste».или «Для самых красивых». Каждая богиня пытается его подкупить. Гера предлагает ему царство, Афина предлагает ему успех в войне, Афродита предлагает ему Елену. Парис выбирает Афродиту и поэтому считает себя вправе объявить Елену своей женой. Тот факт, что она замужем, не имеет значения для Парижа. На самом деле он тоже уже женат, хотя его первая жена, Энона, несколько менее агрессивно, чем Менелай, относится к ее отказу, поскольку она предпочитает воспитывать сына самостоятельно, а не начинать вторжение.

Лукас Кранах Старший (1472–1553), Суд Париса , ок. 1530–1535 гг.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Афродита несет ответственность за развязывание Троянской войны. Она та, кто обещает уже замужнюю женщину уже женатому мужчине. Но, возможно, вина действительно лежит на богине, производящей золотое яблоко, о котором спорят Афродита, Афина и Гера. Эта богиня — Эрида — Раздор — которая питается конфликтами. Мы могли бы также вспомнить Фетиду, морскую нимфу, мать Ахилла. Без ее участия (пытающейся защитить сына) война могла бы закончиться намного раньше и с меньшими потерями.

Ситула (ведро), изображающая Париса, идущего похитить Елену, на глазах у Афродиты. 350–340 гг. до н.э.

Пенелопа

Не каждая женщина, участвующая в повествовании о Троянской войне, затронута ею так непосредственно — волны конфликта распространились за океаны. Например, в случае с Пенелопой, женой Одиссея, война — это выжидательная игра. Пенелопа проводит 10 лет войны, а также 10 лет пути Одиссея домой, терпеливо ожидая его на своем островном доме на Итаке. В его обратном пути так много женских персонажей — от Цирцеи до Калипсо, от Сциллы до Харибды, — что один причудливый писатель-сатирик XIX века предположил, что автором « Одиссеи» должна быть женщина. К сожалению, нет никаких свидетельств того, что какая-либо женщина работала поэтом-исполнителем в то время, когда Гомер сочинял « Одиссею» , кем бы ни был Гомер и сколькими поэтами он ни был (« Илиада» ). иOdyssey были устными сочинениями, поэтому могли быть задействованы многие поэты).

Римский рельеф, изображающий Пенелопу, скорбно ожидающую своего давно отсутствовавшего мужа. Италия, ок. 30 г. до н.э. – 50 г. н.э.

Верность Пенелопы Одиссею, независимо от того, сколько времени ему потребуется, чтобы вернуться домой, и со сколькими женщинами он заигрывает в этом путешествии, была источником большого вдохновения для древних авторов. Пенелопа выставляется как пример верности, в отличие от Елены, и преданности, в отличие от сестры Елены, Клитемнестры, которая убивает своего мужа Агамемнона по возвращении домой с войны. В дом Пенелопы вторгается толпа молодых людей, соревнующихся за то, чтобы жениться на ней, потому что ее мужа нет так давно, что они считают его мертвым. И все же она сдерживает их — одна женщина защищает свой дом от огромного количества мужчин.

Roman head of Penelope, AD 1–100. Berlin, Antikensammlung.

Если чья-то история говорит нам, что мы недооценили женщин Троянской войны, то это, безусловно, Пенелопа. Но она лишь одна из десятков женщин в этом мифе, которых игнорировали или забывали на протяжении тысячелетий. Пришло время снова рассказать их истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий