понедельник, 14 февраля 2022 г.

Зарубить врага из пистолета

Во все времена главным предназначением оружия было выведение из строя живой силы противника или причинения ущерба вражеской инфраструктуре. При этом порой изобретатели брали курс на создание универсального оружия, которое можно было бы использовать несколькими способами, а иногда наоборот, создавали крайне узкоспециализированные модели. Мы решили вспомнить некоторые из таких «чудовищ» инженерной смекалки.

Кастето-револьверо-нож

Во второй половине XIX века в Париже появилась криминальная субкультура «Апаши», получившая название в честь американских индейцев апачи. Считалось, что апаши не уступали индейцам в жестокости и, как и апачи, разделывались с жертвой группами. В 1860-х годах апаши стали использовать своего рода «мультитул»: револьвер апаш. Оружие представляло собой сочетание кастета, ножа и револьвера. Считается, что его разработал французский изобретатель Луи Дольн, как оружие ближнего боя.

Револьвер апаш был складным. В сложенном состоянии он умещался в кулаке и играл роль кастета — его рукоять, как и настоящий кастет, имела кольца, которые надевались на пальцы. Оружие можно было разложить, превратив его в шестизарядный револьвер калибра 7 миллиметров. Стрелковое оружие было лишено ствола: его роль играли каморы барабана, заряженного патронами. Наконец, оружие было оснащено складным клинком длиной всего 2,9 сантиметра. Оружие, весившее всего 800 граммов, выпускалось до конца 1800-х годов.

В целом, кастето-револьверо-нож был не самым эффективным оружием. В виде кастета его было не очень удобно носить на руке. Чтобы разложить в револьвер требовалось некоторое время, а само огнестрельное оружие из-за отсутствия ствола и приспособлений для прицеливания не отличалось высокой точностью стрельбы. Перезарядить его было тоже нетривиальной задачей. Наконец, лезвие ножа, который также требовалось разложить, было очень коротким. С его помощью можно было сильно порезать противника, но убить с помощью такого ножа было довольно сложно.

Топор-пистолет

Оружие всегда эволюционировало последовательно, и порой на стыке разных технологий появлялись гибридные образцы. Так, в XVII веке в Германии, Польше и некоторых других странах Европы появились топоры-пистолеты. Сами пистолеты были относительно стандартными для того времени: дульное заряжание порохом и пулей, кремнёвый механизм поджигания порохового заряда. Пистолеты всегда считались оружием ближнего боя, а в то время вовсе были однозарядными и после выстрела их снова надо было долго заряжать.

В активном ближнем бою долгая перезарядка могла стоить владельцу пистолета жизни. По этой причине конструкторы решили совместить огнестрельное и холодное оружие в одном. Так и появились топоры-пистолеты: после выстрела владелец мог попытаться отбиться от наступающих противников топором. Из этих же соображений в обиходе в XVII веке были и ножи-пистолеты. У них лезвие, как и у топора-пистолета, крепилось под стволом. Некоторые образцы имели складное лезвие, позволявшее сделать оружие более компактным.

Кинжал-трезубец

В средние века в Европе были разработаны трезубчатые даги. Это были механические кинжалы, у которых при нажатии на рукоять боковые стороны лезвия откидывались в стороны и устанавливались под углом к основному лезвию. Во Франции такое оружие получило название мен-гош (main-gauche, левая рука). Их использовали в бою вместе с основным оружием — рапирой или мечом. 

На первый взгляд может показаться, что такое оружие использовалось для нанесения тяжелых повреждений противнику. На самом деле трезубчатые даги использовались для защиты. Их разложенное лезвие выполняло роль гарды, то есть с его помощью можно было остановить клинок противника. Трезубчатой дагой можно было и зарезать противника, если в бою представлялась такая возможность. Менее распространенными, чем трезубчатые даги, были крушители мечей. Они представляли собой короткие мечи, лезвие которых в верхней части имело несколько прорезей. В одну из этих прорезей можно было поймать меч противника и рывком крушителя сломать лезвие.

Мотороллер-пушка

В 1950-х годах для подразделений воздушно-десантных войск Франции была разработана особая модификация мотороллера Vespa. Этот транспорт был оснащен безоткатным орудием M20 калибра 75 миллиметров американской разработки. Такие мотороллеры, получившие обозначение Vespa 150 TAP, предполагалось использовать парами: на одном размещалось само орудие, а второй перевозил боеприпасы к нему. Легкие мотороллеры можно было сбрасывать над территорией противника и быстро собирать на земле.

В орудии мотороллера использовалась система отвода пороховых газов через заднюю часть ствола. Благодаря этому удавалось погасить большую часть отката при выстреле. Хотя мотороллеры и выпускались с 1955-го по 1959 год, они очень быстро лишились орудия и использовались в качестве средства передвижения для связистов. Дело в том, что орудие M20 весило 52 килограмма, а для точного прицеливания по противнику его требовалось снять с мотороллера. Это занимало очень много времени. Впрочем, вести огонь можно было и прямо с «Веспы», однако о прицеливании в этом случае речи обычно уже не шло.

Кольцо-пистолет

В XIX веке во Франции были разработаны компактные средства самообороны — огнестрельные кольца Le Petit Protector и Femme Fatal. Это были кольца, предназначенные для ношения на среднем пальце руки и оснащенные небольшим револьверным барабаном. Кольца заряжались патронами калибра 2 или 4 миллиметра. С задней стороны барабана по обе стороны от него располагались курок и спусковой крючок. При взведении курка выдвигался спусковой крючок. Патроны имели встроенный сбоку гильзы боек, по которому и бил курок огнестрельного кольца.

Огнестрельные кольца были разработаны французским инженером Казимиром Лефошо в 1828 году. Они поставлялись в деревянной коробке с шестью патронами и инструментами для чистки. Энергия выстрела колец была очень небольшой, и убить человека с их помощью было практически невозможно. Однако такие кольца позволяли несильно ранить обидчика, что давало время покинуть место конфликта.

Миномет-лопата

В начале Великой Отечественной войны на вооружение Красной армии был принят миномет ВМ-37, который должен был служить пехотинцам еще и лопатой. Черенок лопаты был, собственно, стволом миномета, а лопата служила опорной плитой для стрельбы из миномета. Получившимся «гибридом» было очень неудобно копать (черенок был слишком толстым), а миномет оказался очень слабым оружием: для облегчения веса стенки его ствола были сделаны очень тонкими, а сам ствол был длиной всего 40 сантиметров. Как следствие, снаряд ВМ-37 был снаряжен небольшим пороховым зарядом, и в лучшем случае летел на 200 метров. А сами мины, ограниченные калибром 37 миллиметров, обладали невысокой поражающей способностью.

На фронте все недостатки многоцелевого чудо-оружия стали окончательно ясны. Бойцы жаловались не только на низкую дальнобойность лопаты, но и плохую кучность ее стрельбы. Кроме того, от частого использования штык лопаты (он же опорная плита миномета) гнулся, и копать становилось еще неудобнее. Меньше чем через год с появления ВМ-37 в руках красноармейцев, миномет-лопату с вооружения сняли.

Ракетное колесо

Во второй половине 1943 года британское Адмиралтейство представило реактивную самоходную бомбу, которая получила название «Великий Панджандрум». В то время готовилась высадка союзных войск в Нормандии. Им предстояло прорвать немецкую линию обороны, состоявшую, в том числе, и из бетонных укреплений. Британская бомба представляла собой два металлических колеса диаметром три метра, соединенных друг с другом металлической бочкой. Последняя была заполнена взрывчаткой. На каждом из колес располагались девять пар ракетных пороховых двигателей.

Конструкторы «Великого Панджандрума» предполагали, что с помощью ракетных двигателей самоходная бомба сможет на скорости до 90 километров в час подкатываться по побережью к бетонным укреплениям, упираться в них и взрываться. На бумаге все получалось гладко, однако испытания, состоявшиеся в начале 1944 года, показали полную бесполезность и даже опасность самоходной бомбы. Ракетные двигатели нередко отваливались от колес, а сама бомба даже на идеально ровной поверхности могла непредсказуемо поменять направление движения, в том числе и развернуться на 180 градусов.

У «Великого Панджандрума» был и еще один серьезный недостаток. При попадании пули по контейнеру со взрывчаткой, бомба немедленно взрывалась. Поскольку бомбы предполагалось перевозить вместе с солдатами на десантных платформах при высадке в Нормандии, из-за шальной пули, попавшей по «Великому Панджандруму», могли погибнуть сотни союзников. Так что проект свернули.

Бомба-«блинчик»

В 1939 году британский инженер Барнс Уоллес разработал специальную авиационную бомбу, предназначенную для разрушения немецких плотин в Рурской области. Рурские водохранилища считались одной из важнейших целей на территории Германии, поскольку снабжали водой и электроэнергией тяжелую промышленность в регионе. Боеприпас был прыгающим: он должен был сбрасываться на некотором удалении от плотины, совершать несколько прыжков по поверхности воды, и лишь затем тонуть и взрываться. Благодаря этому бомба могла вплотную приблизиться к плотине.

Бомба Уоллеса представляла собой цилиндрический боеприпас с взрывчатым веществом, подвешиваемый на бомбардировщик осью перпендикулярно направлению полета. Сама бомба крепилась к специальному раскручивающему устройству. При подлете к плотине экипаж бомбардировщика должен был выдерживать определенную скорость и высоту, а дальность сброса бомбы определять по специальному треугольному прицелу. После падения на воду бомба совершала несколько прыжков до плотины, после чего за счет эффекта Бернулли притягивалась к стенке плотины и ныряла. На глубине десяти метров срабатывал взрыватель.

Впервые прыгающие бомбы Уоллеса были использованы при бомбардировке рурских водохранилищ в ночь с 16-го на 17 мая 1943 года. Бомбардировки производились ночью с небольшой высоты в расчете на внезапность для средств противовоздушной обороны Германии. В итоге с помощью всего 19 бомбардировщиков за одну ночь британцам удалось полностью разрушить две большие плотины и сильно повредить третью.

Однако потом прыгающие бомбы Уоллеса военными никогда не использовались. Дело в том, что в ходе бомбометания выяснилось, что прыгающая бомба непригодна для точного поражения объектов противника — при малейшем несоблюдении условий сброса боеприпас мог либо не долететь до плотины, либо отскочить от ее стенки, либо и вовсе перепрыгнуть через нее.

Василий Сычёв

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий