суббота, 12 сентября 2020 г.

Зачем самки кричат во время секса?

В своей книге «Эволюция человека: Обезьяны, кости и гены» российский биолог, палеонтолог, эволюционный психолог и популяризатор науки пытается найти ответ на этот вопрос.

Для начала поясним, что совокупления у таких интеллектуальных животных, как обезьяны, не просто служат продолжению рода, но и является регулятором всевозможных социальных отношений — от разрешения конфликтов до поддержания иерархии «начальник-подчиненный» (в этом случае бонобо проводят имитацию полового акта). В связи с такими сложными переплетениями целей — от непосредственного продолжения рода до установления порядка в группе — науке очень непросто найти ответ на вопрос зачем же самки приматов кричат во время спаривания.

Копуляционные сигналы — специфические, весьма громкие крики, которые издают самки некоторых видов, в том числе и человека, во время полового акта.

«Конечно, можно допустить, что эти крики никакого адаптивного (приспособительного) смысла не имеют, что самки кричат просто «от страсти», что такое поведение не влияет на репродуктивный успех, и поэтому естественный отбор на него не действует», — рассуждает Марков. Впрочем, почему у этих криков не может быть и своего смысла?

Шимпанзе в зоопарке в Северном Уэльсе / ©Gail Johnson

Размер не имеет значения?

Довольно долго в научной среде господствовала гипотеза о том, что копуляционные сигналы — это то, с помощью чего самки шимпанзе, занимаясь любовью с одним самцом, в то же время сообщают остальной мужской половине шимпанзе, что они готовы к спариванию. Все эти вопли призваны возбуждать самцов и заставлять их ввязываться в драку из-за орущей самки. Ей это выгодно, поскольку среди дерущихся самцов она может выбрать лучшего. Однако Homo — то есть люди, отличаются от шимпанзе, и исторически были склонны, скорее, к моногамии, чем к столь беспорядочным половым связям.

Кроме того, в стаях шимпанзе имеют место и так называемые «спермовые войны», когда самка спаривается поочередно со многими самцами (как правило, все же высокоранговыми), и тот из самцов, чей сперматозоид, достигнет в итоге своей цели быстрее других, и оказывается победителем. Именно поэтому самцы шимпанзе имеют просто гигантские по размеру семенники, чего мы не можем наблюдать у людей. Зато человек прямо таки бьет рекорды в плане размера полового члена (и по длине, и по ширине). При массе в 200 кг самец гориллы имеет пенис длиной всего примерно 4 см. То же у орангутангов. У самцов шимпанзе половой орган немного длиннее — 7 см, но совсем тонкий. Дело в том, что гориллы и орангутанги имеют так называемый гаремный тип семьи, то есть между самцами очень развита конкуренция за самок, но конкурируют они между собой, поэтому им необязательно иметь крупные половые органы, главное —  быть физически сильным и иметь большие клыки. Виду шимпанзе, с ее беспорядочными половыми связями у самок, важно иметь большие семенники у самцов, чтобы победить в «спермовых войнах».

«О каких особенностях жизни наших предков (людей — NS) свидетельствует громадный пенис? Рекомендую читателям поразмышлять об этом на досуге: хорошее упражнение для ума… Немного подскажу: вряд ли это индикатор приспособленности или признак, развившийся «для красоты», например, в результате фишеровского убегания. В этом случае мужские гениталии имели бы более эстетичный вид — например, были бы раскрашены в яркие, привлекательные цвета, как у некоторых обезьян. Скорее, тут что-то функциональное. Например, чтобы жены реже изменяли. Некоторые женщины, правда, уверяют, что размер не имеет значения. Возможно, они лукавят: науке это пока неизвестно», — пишет Александр Марков.

Шимпанзе в бразильском зоопарке / ©Flickr/i.averbuch

Полигамные самки

Самкам шимпанзе, помимо прочего, кстати, «спермовые войны» выгодны еще и потому, что в этом случае ни один самец, который спаривался с самкой, не может сказать в случае рождения детеныша — его ли это чадо или нет. В дикой природе, как известно, вовсе не редки убийства детей самцами, если они убеждены, что это не их ребенок. Если же самец будет хотя бы сомневаться в отцовстве — детеныш имеет большой шанс выжить. Есть и еще одна причина полигамности самок — чем больше самцов, с которыми они спарились, тем больше вероятность, что эти самцы будут «благодарны» самкам, будут их подкармливать, а если эти самцы являются еще и высокоранговыми, то будут оказывать и прочие всевозможные благодеяния.

Социальный статус самки также находится в сильной зависимости от того, с какими самцами она спаривается — если это вожак и прочие «придворные» — статус ее, разумеется, высок. В том числе, поэтому, вероятно, самкам шимпанзе выгодно «кричать» о своих «взаимоотношениях» с самцом на всю округу.

Чтобы внести ясность в эти догадки, антропологи из Великобритании и Германии наблюдали за жизнью семейства шимпанзе в лесу Будонго, что в Уганде, в течение двух половых сезонов — в 2006 и 2007 гг. Насмотревшись как следует на половую жизнь обезьян, исследователи пришли к выводу, что самки шимпанзе кричат гораздо чаще при половом акте с высокоранговыми самцами, а вот с низкоранговыми (любого возраста) они различий не делают — кричат мало. Интересно тут и вот что. В 12% из ста счастливой парочке сородичи не давали закончить процесс. И происходило это именно вследствие громких воплей спаривающейся самки. Провоцировали такие крики и агрессию — в четырех случаях на парочку набрасывалась высокоранговая самка, в трех случаях — высокоранговый самец, в двух — низкоранговый. Причем, атака со стороны «высокопоставленных» самок была самой ожесточенной. Агрессия была чисто «женской» — тумаки от высокоранговой самки всегда получала только спаривающаяся низкоранговая самка — соперница, а не самец. А вот если самки спаривались молча — никакой агрессии со стороны высокоранговых самок не было, поскольку они просто не слышали того, что «их» самец с кем-то спаривается.

Шимпанзе / ©Flickr/Arjan Haverkamp

Конкуренция между самками

Наблюдения за всеми этими драмами в семье шимпанзе заставили ученых прийти к интересному выводу, что «крики страсти» зависят от состава женской аудитории, в опасной близости от которой и происходит половой акт. Чем больше поблизости «дам» того же социального статуса, что и спаривающаяся самка, или более высокорнаговых, тем меньше вероятность, что самка будет кричать. И наоборот — чем меньше таких опасных конкуренток, тем выше вероятность истошных криков. Второй вывод уже был озвучен: чем выше статус самца, с которым спаривается самка, тем выше вероятность громких криков. А вот корреляции между криками и интервалом между половыми актами с разными самцами исследователи не нашли. Так что гипотеза о том, что копуляционные сигналы, которые издают самки во время спаривания, способствуют привлечению других самцов — для того, чтобы самка могла выбрать лучшего — в данном случае не подтвердилась.

По мнению ученых, если бы ситуация, действительно, обстояла именно таким образом, то спариваясь с низкоранговым самцом, самка издавала бы куда больше криков, чтобы привлечь других самцов, однако на деле, как мы выяснили, все обстоит как раз наоборот. Несмотря на это, исследователи все-таки обратили внимание на то, что когда сексом занимается высокоранговый самец — другие высокоранговые тоже крутятся поблизости. Так что самка все-таки кое о чем информирует и других «мужчин». Марков: «И хотя высокопоставленные мужчины, блюдя достоинство, не бросаются тут же спихивать товарища, они могут воспользоваться полученной информацией чуть позже».  

Не обнаружено взаимосвязи между криками и иерархическим положением самки. Не информируют слушателя эти стоны и о том, что в данный момент самка способна к зачатию.

Как резюмирует Александр Марков, эти последние исследования и полученные в ходе их проведения данные подтверждают теорию о том, что среди семейств шимпанзе очень серьезную роль играет сильное, иногда даже весьма жесткое соперничество между самками. Спариваясь, самки стараются поменьше орать — и делают это только в определенных случаях — если рядом есть угрожающие соперницы.

Авторы исследования также говорят, что полученные данные не противоречат и гипотезе о том, что самкам выгодно запутать самцов относительно их отцовства к своим детям. При этом интересен также и тот факт, что самки шимпанзе кричат во время секса гораздо реже, чем самки других обезьян — например, более миролюбивых бонобо — самки бонобо кричат во время секса намного чаще. Вероятно, страх расправы со стороны агрессивных конкуренток у самок шимпанзе куда выше, чем желание привлечь высокопоставленных самцов и запутать вопрос об отцовстве. Такие крики возбуждают самцов, но поскольку самки шимпанзе остро конкурируют между собой — крики страсти служат для них, в том числе, и своеобразным гибким регулятором, который позволяет самкам минимизировать различные риски, которые исходят от этой непримиримой борьбы за самцов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Source: naked-science.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий