Экранизация неоконченного романа Пушкина «Арап Петра Великого» задумывалась и снималась как достаточно серьезный двухсерийный исторический фильм, однако после вмешательства цензуры из него получилась мелодрама, даже изначальное название было изменено худсоветом. Владимир Высоцкий горько говорил, что брали его на главную роль, а в итоге он оказался «после царя и запятой».
Больше всего Высоцкого в этой роли привлекала возможность сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Работал он на съемках страстно, и уже через несколько дней после начала принес режиссеру две песни – «Разбойничья» и «Купола», которые должны были прозвучать в фильме. Однако, как решили позднее при монтаже, их уровень был слишком серьезен. Режиссер Александр Митта посчитал, что песни «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться», хотя тогда еще все были уверены, что снимают серьезную историческую драму.
Однако зрители, не зная о трениях между кинематографистами, с восторгом восприняли эту прекрасную и романтическую историю. Премьера состоялась 6 декабря 1976 года, и всего за 24 дня картину посмотрело более 33 миллионов зрителей. Советский Союз иногда являл настоящие чудеса. Несмотря на несомненный успех киноленты, в ЦК КПСС стали массово поступать письма с жалобами и критикой. Анонимные «трудящиеся» усмотрели в ней множество недостатков. Кто именно инициировал травлю, сегодня точно не известно, но к ней подключили даже серьезных писателей. Михаил Шолохов, которому к тому времени было уже почти 70 лет, отправил Леониду Ильичу Брежневу письмо, резко отрицательно оценив фильм, «в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ… ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний».
Кадр из к/ф «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 год
На самом деле, если кому-то и предъявлять претензии в слабом следовании историческим фактам, то адресовать их следовало бы самому Александру Сергеевичу. Уделяя огромное внимание достоверному изображению эпохи, о которой он писал, в отношении истории собственной семьи Пушкин больше руководствовался художественным вкусом. Его биографы прекрасно знают, что образ главного персонажа Абрама Петровича Ганнибала имеет скорее собирательный характер, ему характерны даже и автобиографические черты. Скрупулезно придерживаясь исторических фактов в отношении Петра Великого, Пушкин опирался в то же время и на исторические анекдоты, которые ярко и выразительно отражали характер этого великого и неординарного правителя.
Портрет, некоторыми исследователями атрибутированный как портрет А. П. Ганнибала
Настоящая история жизни предка нашего знаменитого классика очень далека от романтической сказки Александра Митты. Двух братьев, сыновей влиятельного африканского князя, похищенных и проданных в Константинополе, действительно привезли в подарок Петру I, который любил всякие редкости. Произошло это в 1705 (по другой версии, в 1698) году. Царь крестил мальчиков, и один из них – Абрам, за 10 лет стал его доверенным ординарцем и секретарем. Он действительно ездил с Петром за границу, учился там 1,5 года в инженерной школе и служил некоторое время в французской армии. Вернулся он в Россию в 1723 году (без каких-либо скандалов с чернокожими младенцами), и был определен в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты.
При жизни своего великого покровителя Абрам Петрович вообще не женился, а после смерти Петра и вовсе попал сначала в опалу. Однако и сосланный в Тобольский гарнизон, он служил России в Инженерном корпусе, а с воцарением Елизаветы талантливый военный инженер вновь пошел в гору. Со временем он стал управляющим Инженерной частью всей России, руководил возведением укреплений Тоболо-Ишимской линии, а также Кронштадтской, Рижской и другими. Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку в 1762 году.
В семейной жизни он также преуспел, хотя первый брак стал для него настоящим испытанием. Если бы эта настоящая история была бы экранизирована «без купюр», то из нее получился бы жестокий и трагический мелодраматический триллер. Первой супругой Ганнибала стала юная гречанка Евдокия Андреевна Диопер, дочь флотского офицера. Девушку отдали замуж за страшного мавра насильно, и мужа своего она не любила. В результате Ганнибал то ли застал ее с любовником, то ли догадался об измене, увидев первенца – белокурая и белокожая девочка явно не могла быть его дочерью. Обманутый муж обвинил жену в измене, после чего она попыталась отравить его. В дальнейших событиях Абрам Петрович напоминал не своего интеллигентного литературно-кинематографического двойника, а, скорее, шекспировского мавра. Из материалов бракоразводного дела следует, что Ганнибал «бил несчастную смертельными побоями необычно» и много лет держал ее «под караулом» на грани смерти от голода.
11 лет продолжалось это заключение, а уже через 6 лет Абрам Петрович женился повторно, не разведясь окончательно с первой супругой. Христина-Регина фон Шеберг оказалась для него более удачным выбором, и после того, как это запутанное дело было наконец завершено, и первая любовь отправилась в Тихвинский Введенский монастырь, семья зажила спокойно. Всего у Ганнибала было 11 детей, из которых выжили семеро. Пушкин был внуком одного из них, Осипа.
Памятник А.С. Пушкину, а также его прадеду Абраму Петровичу, установленный в Вильнюсе у Пятницкой церкви, где, по преданию, был крещен Ганнибал
Знаменитый арап Петра Великого дожил до 85 лет, однако до конца жизни был не сдержан в отношении крепких напитков и женщин. Вероятно, истинная история жизни этого необычного человека сегодня также могла бы стать настоящим бестселлером, хоть с любимым всеми фильмом она, к сожалению, имеет очень мало общего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий