В 19 веке художественное движение ориентализма достигло своего апогея в Европе и Северной Америке, особенно повлияв на сюжеты картин многих западных художников. Но это художественное движение распространилось далеко за пределы холста и повлияло на керамику, производство стекла, архитектуру и литературу, и это лишь некоторые из дисциплин.
Интерес к дизайну и технике определил производство искусства возрождения. Ремесленники изучали исламское искусство по музейным коллекциям и изданиям, стремились создать имитации или вариации оригиналов. Европейские и североамериканские мастера видели в этих замысловатых конструкциях и изощренных технологиях лучшее, чем на промышленно развитом Западе, где предметы становились все более и более массовыми.
Из-за увеличения количества путешествий, торговли, дипломатических встреч и колониальной экспансии предметы и произведения искусства с большей готовностью переходили из рук в руки. Выставки и всемирные ярмарки, такие как Великая выставка произведений промышленности всех наций в Лондоне 1851 года и последующие ярмарки в Лондоне, Париже и Вене, среди прочих, также давали публике возможность увидеть предметы и материалы со всего мира.
Влияние керамики из исламских земель
Искусство исламского возрождения XIX века особенно заметно в стекле и керамике, особенно в посуде и плитке. Прекрасные примеры этих подражаний представлены в книге «Вдохновленные Востоком»., некоторые рядом с их оригиналами. Одним из распространенных источников вдохновения для мастеров была керамика Изника из Турции. Названная в честь города Изник к юго-востоку от Стамбула, эта керамика производилась с конца 15 века до конца 17 века. Керамика Изника изначально была вдохновлена китайским сине-белым фарфором, но постепенно превратилась в свой собственный стиль за счет добавления дополнительных цветов и местных рисунков. Они были явным источником вдохновения для французского керамиста 19-го века Теодора Дека, поскольку его почти идентичная версия блюда изника 16-го века демонстрируется на выставке рядом с оригиналом.
Плитка была еще одним важным источником вдохновения для европейских и североамериканских мастеров. Многие здания, такие как мечети, храмы и дворцы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, изысканно украшены красочной плиткой с геометрическим, цветочным, а иногда и фигурным орнаментом. Как и в случае с блюдами выше, некоторые плитки были почти точно скопированы западными художниками, в то время как другие были адаптированы, чтобы соответствовать определенному европейскому или североамериканскому словарю дизайна. В Османской империи город Изник производил большое количество плитки, но другие города, такие как Дамаск, также были важными производственными площадками. Сходство можно увидеть в показанном здесь примере дамасской плитки вместе с голландской вариацией конца 19 века.
В Европе и Северной Америке настенная плитка стала более регулярно использоваться с 1850-х годов. Развитие санитарии и здравоохранения означало, что они стали цениться как легко очищаемые поверхности, а достижения в промышленности позволили начать массовое производство. Таким образом, богатые покровители, интересующиеся «Востоком», могли заказывать комнаты, заполненные плиткой, копирующей или отсылающей к рисункам и цветам Ближнего Востока и Северной Африки.
Исламский интерьер
Арабский зал в Лейтон-Хаусе, Холланд-Парк, Лондон, является прекрасным примером комнаты, украшенной и заполненной плиткой, чтобы вызвать «Восток». Художник 19-го века Фредерик, лорд Лейтон был заядлым путешественником и коллекционером предметов с Ближнего Востока и Северной Африки, и в результате в 1877 году он заказал для своего дома «Арабский зал». Он нанял архитектора Джорджа Эйчисона для создания этой комнаты. на основе зала замка XII века на Сицилии. Вместе с Эйчисоном дизайнер Уолтер Крейн работал над одним из фризов в комнате, а керамист Уильям Де Морган изготовил некоторые плитки. В результате получается яркая, великолепная смесь исламской плитки и архитектурных отсылок к европейской плитке и элементам дизайна.
В то время как плитка в Leighton House происходит из разных частей исламского мира, большинство из них было привезено из Дамаска самим Лейтоном или его друзьями и знакомыми. Там, где в плиточных панелях были щели, Лейтон нанял Де Моргана для создания копий оригиналов 16–17 веков. Кроме того, Де Морган изготовил недекорированную плитку яркого бирюзового цвета, чтобы покрыть стены у входа в дом и еще больше украсить пространство.
Влияние стекла из исламского мира
Эмалирование и золочение стекла были широко распространенными видами искусства в Египте и Сирии в 13 и 14 веках. Выпускались сосуды самых разных форм, но особенно эффектными и замысловатыми были светильники, свисающие с потолков мечетей и святилищ. Эти светильники, предназначенные для хранения воды, масла и плавающего фитиля, часто украшались эмалированной каллиграфией со стихами из Корана или надписями-посвящениями. Эти светильники для мечетей было технически сложно изготовить, так как стекло сначала нужно было выдуть, чтобы придать желаемую форму, а затем украсить цветной эмалью и позолотой.
Изделия из эмалированного и позолоченного стекла изготавливались не только для местных меценатов, но и для экспорта в Европу. Эти работы сильно повлияли на производство стекла на Западе благодаря высокому уровню мастерства, который они продемонстрировали. Примеры попали в дома частных коллекционеров, музеев, а также выставлялись на всемирных ярмарках. Французский стеклодув Филипп-Жозеф Брокар изучил дизайн на ??? и приемы, очевидные в – светильники для мечетей из Египта и Сирии в коллекции Музея Клюни в Париже. Затем он начал собирать примеры и сам научился технике. Он был одним из первых жителей Запада, возродивших технику исламской эмали, и его работы включают почти идентичные копии и вариации оригиналов.
Новые цветовые схемы и материалы
В то время как многие европейские и североамериканские мастера, работавшие в стиле возрождения, воспроизводили исламские предметы в соответствии с их оригинальными материалами и техниками, некоторые из них выбирали другие материалы. Французский художник Теодор Дек сделал и то, и другое, о чем свидетельствует его блюдо, вдохновленное Изником, а также этот керамический таз и миска, которые отсылают к исламской металлической посуде. Оба керамических изделия повторяют форму инкрустированных металлических изделий 14-го века (чаша была изготовлена в Египте или Сирии), однако Дек позволил себе художественные вольности в использовании цветной глазури. Бирюзово-голубой цвет чаши, известный как «голубая колода», был разработан Деком, и его можно найти на многих его керамических изделиях. Между 1861 и 1873 годами его работы экспонировались на ряде международных выставок, в том числе в Париже, Лондоне и Вене.
К концу 19 века мастера стали отходить от своих первоисточников. В то время как рисунки, техники и цвета, основанные на искусстве исламского мира, оставались явным источником вдохновения, они растворились, когда мастера начали вводить их в словарный запас движения искусств и ремесел, зарождающегося в Европе и Северной Америке.
Подписывайтесь и читайте самый популярный блог Parunaru
Комментариев нет:
Отправить комментарий