Революционная подборка от Ольги Аристовой, создательницы шоу-проекта книжных стендапов «Кот Бродского».
Психолог Филип Зимбардо, рассуждая о Стэнфордском тюремном эксперименте, предложил выход из тупика, в котором «все неправы, но я один ничего не изменю»: каждому из нас необходимо следовать теории маленьких дел. Одно этичное решение важнее грандиозного подвига. Жизнь одного человека определяет жизнь всего общества. И индивидуальный бунт — всегда вестник больших перемен. Эта подборка книг — попытка порассуждать о том, как личный бунт становится общезначимым.
Это красивый, увлекательный и по-своему приключенческий роман, в котором приключения — это жизнь иммигранта в чужой стране. Нигерийская писательница смогла рассказать историю людей, которые любят, мечтают, строят карьеру и при этом замкнуты в рамке расовых и гендерных предрассудков. Выход — в том, чтобы задавать вопросы себе и окружающим.
Должна ли я заплетать волосы в косички только потому, что белых людей смущает шапка вьющихся волос? Должна ли я соответствовать ожиданиям мужчин? Чего я сама на самом деле хочу? Главная героиня романа начинает свой личный маленький бунт против навязанных обществом стереотипов и заводит блог о «разнообразных наблюдениях черного неамериканца за черными в Америке», который помогает принять себя и освободиться тысячам афроамериканцев. Блог также помогает ей разобраться в своих желаниях и принять самое важное решение в жизни.
Кажется, Пол Остер всерьёз задался вопросом, как устроена жизнь человека. Вся книга — это ответ на фундаментальный для каждого писателя вопрос «А что, если бы?..». Отвечает Остер так, будто носит в кармане маховик времени.
В романе один и тот же подросток по имени Арчи проживает четыре разных жизни, в каждой из которых он всё тот же, но немного другой. Однако его жизнь каждый раз несётся по орбите одной планеты, где проходят митинги против войны во Вьетнаме, а студентов Колумбийского университета колотят полицейские.
Политический дискурс — важная часть романа Пола Остера, и автор неоднократно обращается к читателю за ответом. Что лучше: митинговать против сомнительных решений власти или работать на горячей линии и спасать отчаявшихся и впавших в депрессию людей? Кто нужнее обществу — поэт или врач? Что мы можем изменить своими силами и можем ли?
Бунт против несправедливости мира заведомо обречен. Жизнь не оперирует понятиями «справедливо» и «несправедливо», и Патрик Несс помогает разобраться, как же быть, когда обстоятельства против нас.
В повести «Голос монстра» подросток, чья мама умирает от рака, проходит через противостояние с окружением в школе, конфликт с нелюбимой бабушкой и бунт против всего и всех, чтобы нащупать путь к самому себе и своим чувствам. Иногда это единственно верный выход: порой нам всем очень нужно, чтобы кто-то похлопал по плечу и сказал: «Ну же, поплачь и побей подушку — тебя никто не осудит». И бунт, который прорывается сквозь отрицание и горе — это возможность признаться себе в том, что твои эмоции всё-таки важны.
Подростковый бунт в понимании взрослых — это история про отстаивание своих границ и поздние возвращения домой. Шамиль Идиатуллин показывает нам ту сторону, о которой мы не очень хотим знать: детская преступность, секс за гаражами, «стрелки» на спортивных площадках, заточки в карманах. Это молчаливый бунт против насильственных поездок в летние лагеря, запрет на прозападные хобби (каратэ, рок-музыка), недоступность хорошей одежды и продуктов.
Роман выстроен так, что юные гопники выглядят логичным результатом деятельности государственной машины. В противоположность им взрослые персонажи романа не бунтуют: они покоряются власти и почти неотличимы от поршней и рычагов, за которыми проходит их жизнь на заводе. Реакция детей, которые видят, какое будущее им грозит, вполне закономерна.
Софья Толстая «Любовь и бунт. Дневник 1910 года»
Софью Толстую после смерти мужа оклеветали друзья их семьи, представив её виновницей трагической и нелепой смерти Льва Толстого. Однако, если вчитаться в дневники Толстой, становится ясно, что это любящая и яркая личность, которой случилось жить под одной крышей с общепризнанным гением. И бунт жены Толстого был скорее не «против», а «за»: за равные права в семье, равную видимость и слышимость, равную включенность в воспитание детей и быт.
В начале 20 века ещё не было слов «газлайтинг», «объективация», «менслплейнинг» и других, которые могли бы объяснить Софье поведение мужа. И трудно представить современную женщину, которая осудит эмоциональные срывы Толстой. В то же время бунт Льва Николаевича был бунтом против человеческой природы, в которой слишком много зла и мало Бога, а также против государства, которое этой природе потакает.
Супруги жили и бунтовали в разных вселенных, и это привело к семейному коллапсу, который затронул и детей. И если бунт Льва Николаевича сильно всколыхнул общественность и привёл к значительным социальным переменам, то бунт Софьи привёл только к её одиночеству и изоляции. И это грустно.
А какие у вас любимые книги о бунте?
Source: Лайфхакер
Комментариев нет:
Отправить комментарий