среда, 11 марта 2020 г.

Архитектура и язык архитектуры




 Архитектура (греч. «архитектон» - мастер, строитель) — это искусство создания сооружений ансамблей.

Исскуство архитектуры — это история развития цивилизации, так как архитектурные сооружения наиболее крупные и доступные для обозрения памятники эпохи.

Архитектура организовывает пространство, т. е. среду для жизни и деятельности людей.

Архитектура — это «вторая природа».

Архитектура:

- прочность,

- удобство,

- красота.

Архитектура, как вид искусства тесно связана с декоративно-прикладным искусством, с монументальным искусством (живопись, скульптура), с дизайном.

Язык архитектуры::объёмная форма, пространство, симметрия (ассиметрия), соразмерность, контрастность, силуэт, ритм.

Силуэт — плоская форма предмета или сооружения, узнаваемая лишь по общим очертаниям и контурам.

Архитектура:

форма

объем

конструкция.

Первоэлементы архитектуры.

Магматическая архитектура.

Мегамет — греч. «мегас» - большой, «метос» - камень.

Менгир — вертикально стоящий мало- и плохо обработанный камень.

Дольмен — два или четыре вертикально стоящих камня, перекрытых каменной плитой, служили местом захоронения знати рода или жертвенником.

Кромлех — сооружения их каменных глыб, расположенных по кругу (диаметр — 30 м).

Во 2 тысячелетии до н.э. в эпоху неолита (каменный, бронзовый, железный века) человек возводит сооружения, имеющие культовый характер (культ Солнца).

Художественная выразительность — это массивность.

Архитектурно-художественный образ: объём, форма.

Архитектурное сооружение воспринимается прежде всего со стороны. Здание эмоционально воздействует на человека — возникает желание узнать его конструкцию и материал.

Пространство, как и сооружение, влияет на человека — сооружение рассматривается в комплексе архитектурного пространства.

Архитектурный образ производит впечатление:

тяжёлое - лёгкое;

праздничное - гнетущее;

массивное - подвижное.

На восприятие архитектурного образа влияют горизонтальные и вертикальные элементы, их компоновка. Достаточно двух-четырёх геометрических фигур, чтобы создать много вариантов художественного образа: куб, цилиндр, шар, призма и т. д. Даже абрис здания (линейный, силуэтный) подчеркивает форму, создает образ. Важные композиционные средства — пропорции: высота, длина, ширина.

2:3 — египетский треугольник: 3:4:5 — пирамида; 3:5, 5:8, 8:13 — золотое сечение.

Различает три вида архитектурных композиций:

при статическом положении;

при движении вокруг формы;

при движении в глубину.

1. Фронтальная — построение по двум координатам (ширина, высота). Биржа Тома де Томона (Санкт-Петербург)

2. Объёмная композиция – образует трехмерную форму во всех трёх направлениях. Эрехтейон (Афины, Акрополь)

3. Глубинно-пространственная композиция — соотношение архитектурных форм и пространств между ними. Красная площадь (Москва), Акрополь (Афины)

Несущие и несомые элементы здания. Опорные конструкции.

Человек всегда учился у природы: у вертикальных скал, у навесов пещер и стройных елей. Гармония природных форм нашла отражение в архитектуре. Красота здания, стоящего отдельно или в ряду других, видна издалека пропорциональностью стен, крыш, окон и входа. Все части здания делятся на две большие группы:

несущие элементы (опорные конструкции: стены, колонны, стобы);

несомые элементы (перекрытия: балки, кровли, крыши, купола).

В каменном веке первые жертвенники и храмы создавались из вертикально стоящих глыб, перекрытые глыбами — так появляются первые колонны и балки. Стройные колонны античного храма легко несут тяжесть перекрытия. В Древнем Египте колонны в верхней части напоминают цветы лотоса, на которых лежат плиты-перекрытия. Опорами для римских акведуков (водовод) служили сдвоенные колонны, образующие свод-портал. Прошло время и «конструкции» из камня, мрамора и римского «бетона» были заменены металлическими конструкциями, которые и формируют сегодня облик архитектурных сооружений (мосты, эстакады, триумфальные арки, башни).

Виды кровель.

Многообразные виды кровель создавались зодчими на протяжении веков. Древний Египет — плоские кровли и двухскатные. Средние века — крестов-купольное перекрытие — купол, шатер, четырехскатные перекрытие. Восточная архитектура — сферические купола. Готическая архитектура — шпили. Древнерусские храмы — луковичные, шлемовидные, бочкообразные, шатровые купола.

Портал — его эмоционально-образное звучание.

Архитектурный образ здания зависит от составляющих элементов. Огромное значение имеет портал — архитектурно-оформленный вход в здание и оконные проемы-переплеты. Портал бывает: торжественный, мрачный, светлый, радостный, сказочный. Порталы общественных зданий в разные века различны — то они легкие, то массивные, облицованные изразцами, то они в виде арок, вписанных одна в другую (перспективный портал). Портал может быть стеклянный с неоновой рекламой, а то это грязный вход обычных домов. Порталы, как и оконные проемы, украшают здание, делают его неприступным, придают эмоциональную окраску сооружений.

Ордерная система и её соразмерность с человеком.

Архитектурный ордер — система архитектурно-художественной разработки несущих и несомых конструкций (опор и перекрытий), соотношение их размеров и частей. Архитектурные ордера сложились в Древней Греции в 6-5 вв. до н.э. Композиционная система ордера делится на три части:

основание, опора (трехструнная, стилобат);

несущая часть (стены, колонны);

несомая часть (балки, перекрытия, кровли).

Композиционная система ордера имеет трехчастное деление по высоте.

Колонна: база, ствол колонны фуст, капитель.

Перекрытие (антаблемент):абак, фриз, карниз.

В класичесский период в Греции сложились три основных ордерных системы:

дорика (дорический ордер) — простота, мужественность, массивность форм;

ионика (ионический ордер) — легкая, женственная, изящная колонна;

коринф (коринфский ордер) — высокая декоративная колонна.

Дорический ордер родился на западе Греции — Пелопоннесе. Ионический ордер — восток Греции, в передней Азии, в Средиземноморье. Коринфский ордер родился в период Эллады.

Греческий храм — прямоугольное в плане здание, окруженное одним рядом колонн, с одним или двумя портиками. Диптер — греческий храм с двумя рядами колонн.

Антаблемент — верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; делится на архитрав, фриз и карниз.

Эфмаза — утолщение в колонне.

Дорическая колонна

Ионическая колонна

Коринфская колонна

Город-крепость. План города.

Город — это летопись в камнях, он несет на себе информацию о культуре и его обществе. Для того, чтобы построить город, в котором все подчинялось бы одной идее, нужен план. Обычно, перед тем как строить, инженеры и архитекторы создают план расположения зданий в городе. От древних времен и до современности в зависимости от географического положения, условий социального образа жизни людей, сложилось несколько типов поселений (городов). Древние поселения имели центрическую структуру с площадью для ритуальных и общественных собраний. В 4 тысячелетии до н.э. существовали большие города в Египте, Месопотамии. Уже тогда для основания города выбиралось особое место: холм, возвышенность на стыке рек, священное место. В Египте широко использовались элементы прямоугольной планировки, ориентированные по сторонам света.

Архитектурные стили.

Звериный стиль. В 1 тысячелетии до н.э. на огромных пространствах от Дуная до Енисея, от Карпат до Алтая встречаются курганные захоронения, относящиеся к веку бронзы и железа. Это скиф-сибирская культура, которая впитала элементы развитых цивилизаций — Древнего Востока, античного мира и переработала их в свою культуру. В обычаях этих народов было украшать оружие, одежду, утварь, конскую сбрую изображениями там называемого «звериного стиля», выполненного из металла: «летящий олень», «пантера», «грифон», «терзание хищником жертвы». Изображения носили магический характер, сообщали человеку быстроту, жестокость, непримиримость, зоркость, хватку.

Египетский стиль. Архитектура Древнего Египта.

Жаркий климат Египта, обилие тростника определили характер строительных материалов, «нильский кирпич» (кирпич из ила с соломой). Художественные формы и изобразительные массивы взяты у природы: солнце, священный лотос, папирус, пальма, львы. Наиболее известные памятники архитектуры Древнего Египта: монументальным пирамиды и гробницы знати (мастабы). Храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусовидными колоннами. В основе пирамиды лежат накопленные египтянами знания математики, астрономии, естественных наук. В Египте учился Пифагор.

Архитектурный стиль.

Стиль — это исторически возникшая художественная категория, которую характеризуют общие средства и приемы пластической выразительности.

Стиль в архитектуре — это совокупность основных форм и признаков, присущих данному сооружению. Стиль каждой эпохи неповторим. Национальные особенности страны и народа также влияют на стиль.

Архитектура Древнего Египта.

В основании пирамиды лежит квадрат (два равнобедренных треугольника). Это самое совершенное и прочное сооружение. Знаменитые пирамиды в долине Гиза: Хеопса, Хефрена, Мекерина. Высота пирамиды Хеопса: 145 м. Объем 2,5 млн. кв.м. Площадь 54 тыс. кв.м. Сторона 230 м. Ступенчатая пирамида Джосера: угол — 49 градусов, ориентированы на стороны света, полярную звезду. Внутри: наклонный ход, погребальная камера. Каменный блок — известняк (самая маленькая 2,5 тонны).

Правило золотого сечения: деление отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится в большей как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид — идеи величия и мощи.

Время расцвета египетской архитектуры — это эпоха Нового царства (16-11 вв до н.э.). В это время строятся храмы, которые состоят из святилища, крытого колонного зала — гипостиль, открытого двора — перистиль. Фасад обращен к Ниму, к нему ведет аллея из сфинксов, овнов. Храмы Амона в Луксоре и Карнаке. Фасады храмов образованы устоями в виде двух башен с прямоугольной рамой входа. Перед входом устанавливались обелиски или огромные статуи фараонов. План храма прямоугольный, главные части по центральной оси. Внутреннее убранство зала — глиняные барельефы, росписи. Гипостильные зал — близко стоящие друг к другу колонны, перекрытые плитами. Высота: 24м. В Луксоре 136 колонн.

Одежда египтян.

Женщины носят платья-футляр (колосирис) — юбка, жилет, грудь обнажена. Роль воротника играют украшения из бус (голубой, желтый, зеленый, красный) — пектороль.

Мужчины носят набедренную повязку — схенти. Мужчины и женщины гримируют лицо (подводка глаз, бровей, губ). Парики из туго сплетенных косичек.

Архитектуры Древней Греции.

Античный стиль.

Греческий храм — прямоугольное в плане здание, окруженное одним рядом колонн, с одним или двумя портиками.

Периптер — прямоугольное в плане здание, окруженное колоннадой; двумя рядами колонн — диптер.

Фронтон — верхняя часть фасадной стены в виде треугольника.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

Греки «раскрашивали» храмы (декоративная наглядность) для горизонтальных элементов — красная краска (кольца под капителями, верхняя полоса абаки, нижняя поверхность карниза, ступени — белые, метопы — синие, черные). Отличие колонны: у ионической ствол тоньше, каннелюры глубже, что создает игру света и тени.

Афинский Акрополь.

Акрополь — центр культурной, политической, религиозной жизни города Полиса.

1. Пропилеи — парадный вход на Акрополь.

Мнесики (437-432 гг. до н.э.) - два дорических портика шестиколонных, с пятью проходами, потолки расписаны золотыми звездами.

2. Справа к пропилеи примыкает картинная галерея — пинопотека, слева примыкает храм Ники-Аптерос, украшен четырехметровыми ионическими колоннами. Внутри нее находилась статуя.

3. Парфенон - «большой» храм — дорический периптер (70*31 м), 46 колонн (высота 10,5 м), на фасадах восьмиколонные портики.

4. Фриз — длина 160 м, высота 1 м, сюжет: праздник великие Парафенеи.

5. Эрехтейон (421-408 гг. до н.э.) построен на неравных уровнях скалистого склона, имеет три различных по форме и размерам портика. Южный — портик Кариотит, северный — четырехколонный, ионический.

7. На площади помещалась скульптура Афины (архитектор Фидий), 30-метровая, хризоэлефантная.

Архитектура Рима.

Рим привнес в строительное дело: арку, аркаду, купол — покрытие храма и известковый бетон.

В Риме строят:

доходные дома;

термы — бани;

колумбарии — фамильные усыпальницы, склепы;

акведуки — водопроводы;

клоаки — канализация;

базилики — сооружения общественного назначения;

цирк — зрелищное учреждение в участием людей;

амфитеатры;

ипподромы.

Рим в строительстве чаще всего использует тосканский ордер (круглая колонна в базой и капителью — эхин).

Форум — для граждан Рима это открытое пространство площади, украшенного объемами храмов, аркадами и колоннадами. Здесь на форуме проходили народные собрания, ярмарки, вершился суд. Самые известные форумы Рима — римский, Цезаря, Августа, Трояны, Нервы, Веспасиана.

Римский Форум: круглый храм богини Весты, храм Януса (двуликий бог дверей), мраморные и бронзовые статуи богов и героев, священное дерево — пальма, храм Согласия (военная казна), храм Сатурна (мирные деньги). Высокие трибуны, украшенные рострами, ростральные колонны.

Колизей — амфитеатр (70-90 гг. н.э.). Слово «амфитеатр» означает «двойной театр», т. е. два соединённых полукруга. Самый большой театр древнего мира, овальный в плане, рассчитанный на 56 тыс. зрителей. Диаметр: 188 м и 166 м. Высота 48,5 м. Три яруса галерей в ордерными аркадами: тосканский, ионический, коринфский. Завершается аттикой — стенкой над карнизом.

Термы Каракаллы (3 в. н.э.) - оздоровительно-культурный центр, рассчитанный на 1800 человек, включающий в себя бассейны, ванны, сады, магазины. Главное здание — 200*100 м.

Акведук — водопровод принимался римлянами как архитектурное сооружение. Строились с небольшим уклоном в сторону течения воды (принцип самотека).

Великолепные арочные мосты несли водоводы через овраги, ущелья.

Форум Трояна. Высота холма 38 м. Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три её пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась конная статуя, сделанная из позолоченной бронзы, но выглядевшая как отлитая из огромного куска золота. Лицо Трояна сурово, но милостиво. Фоном статуи служила стена, похожая на ограду, и ничто не говорило, что за ней продолжение площади — самый большой зал Рима с местами для судей и галереями, где совершаются торговые сделки. А между тем это знаменитейшее здание — базилика Ульпия. Она славилась красотой своих бронзовых оконных переплетов, обрамлявших пластины полупрозрачного стекла. Аполлодор растянул базилику поперек форума, а за ней на одной линии с аркой и статуей он воздвиг ещё один памятник Трояну — триумфальную колонну (38 м). По существу колонной называется башня с винтовой лестницей. Её венчает фигура императора в полный рост, тоже бронзовая и тоже позолоченная.

Средневековье в Западной Европе (5-15 (18) вв.).

Появление больших городов как центров ремесла. Развивается профессионализация художников, появление широкого круга заказчиков. Существуют различные социальные группы: крестьяне, ремесленники, городская аристократия.

Господство феодального строя.

Возникает Европа как историческое явление.

Начинается христианизация народов.

Зодчество становится ведущим искусством, о чем свидетельствует храмовое строительство.

Христианство является не просто религией, оно выступает как основа сознания всей жизни человека и общества и всей средневековой культуры.

Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности богу. Храм — это символ Вселенной.

Романское искусство, романский стиль относятся к 11-12 вв.; наиболее характерен для искусства Франции и Германии. Для романского стиля характерен дух воинства. Феодальное государство постоянно нуждалось в самозащите. Основное, что создается — это крепость, храм-крепость.

Ясность, монолитность, внушительность — черты романского зодчества. Ясно видно, для чего поставлен каждый столб, какую он поддерживает тяжесть, какую службу несет каждая арка над столбами, в окнах или дверях. Всюду вещественность и устойчивость. Об этой архитектуре Роден писал - «тяжелое молчание».

В романском стиле орнаментальное и изобразительное согласовано.

Эпоха Возрождения.

Франция — Ренессанс.

Восстановление античности. Человек — мера всех вещей.

Многообразие проявление творчества, творческой свободы; избыток духовной энергии; высокая интенсивность культурной жизни.

Большая концентрация на небольшом пространственном и временном отрезке людей великих, универсально одаренных, которые открыли в искусстве новые пути: Петрарка, Бокаччо, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микельанджело.

Итак, Возрождение — это культурная эпоха, в процессе которой происходит переход от средних веков к новому времени. Этот переход можно назвать переворотом. Ренессанс использует уроки античности и вводит свои новшества, соединяет новые прочтения античности с новым прочтением христианства.

Возрождение создает художественные произведения, которые говорят о духовном перевороте человечества.

Гуманизм — идеология эпохи Возрождения.

Ведущие художественные школы в искусстве итальянского Возрождения:

14 век — Флорентийская,

15 век — Флорентийская, Венецианская,

16 век — Римская, Венецианская.

Символы искусства Возрождения:

Статуя Давида (Микельанджело),

«Мона Лиза Джоконда» (Леонардо да Винчи).

Франческо Петрарка

1304 год — родился в Ареццо.

1312 год — уезжает из Флоренции в Авиньон.

1327 год — встречает Лауру, которая оказывает огромное влияние на его творчество.

1330 год — сопровождает своего друга в Авиньон.

1336 год — рождается сын.

8 апреля 1341 года — торжественно венчан на Капитолии лавровым венком.

1343 год — год великого кризиса, рождения дочери.

1345 год — бежит из осажденной Пармы.

1353 год — отправляется послом в Прагу.

1361 год — отправляется послом в Париж.

19 июля 1374 года — смерть.

Джованни Бокаччо (1313-1375)

С 1330 года посещает лекции по юриспруденции, но бросает это занятие из-за поэзии.

1336 год — знакомство с Марией де Аквино.

1336-1346 годы — создает свои знаменитые поэмы «Филострато» и «Тезеида».

1341-1342 года — пасторальный роман «Амето».

1351-1353 года - «Декамерон». Произведение брали за основу сюжетов другие писатели.

Последние 15 лет жизни не писал ничего значительного, занимался филологией.

1363 год. - написал «Жизнь Данте Алигьери».

Леонардо да Винчи

15 апреля 1452 года — родился.

Неестественная острая наблюдательность — отличие Леонардо от других людей.

1482 год — переселился во Флоренцию.

Тяготел к извилистым линиям в своих работах.

Византийский стиль.

Начало Византийской империи относится в 395 году до н. э., когда Римская империя поделилась на восточную и западную Византию. Восточная Византия — искусство развивается под влиянием философии христианства (ортодоксальное христианство) и на основе традиций античного искусства. В Византии строят: акведуки, дворцы, термы, а основной тип здания — церковь. Строительный материал — плинфа (квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич, ширина 4-5 см). Кладка на известковом растворе, фасад не штукатурится.

В 5-6 вв. в Византии складывается два вида храма — базилика и крестово-купольный.

Собор святой Софии в Константинополе (532-537 гг.). Архитекторы — Анфимий, Исидор. Высота — 60 м, диаметр купола — 33 м. В плане — прямоугольник (75x70), в него вписан крест.

Главные виды византийской живописи — монументальная, храмовая (мозаика, фреска, икона, книжная миниатюра). Сегодня сохранились фрески и мозаики в храмах и усыпальницах Равенны. Одежда формируется на основе античности.

Романский стиль.

В 11-12 вв. на территориях, населенных народами романской языковой группы (Франция, Западная Германия, Северная Италия) возник романский стиль — наследник византийской и римской культур. Архитектурные сооружения этой эпохи носят оборонительный характер (замки феодалов, оборонительные сооружения, застройка городов). В основе феодального замка лежит каменная, круглая или квадратная башня донжон — жилище феодала, основной оплот защиты крепости. К донжону примыкает укрепленный двор, обнесенный оборонительными сооружениями. Замковые постройки возводятся на высоком месте.

Романский храм — базилика (трехнефный). Строится из отесанного камня, производит впечатление тяжелого массивного сооружения с хорошо выявленными объёмами. Освещение за счет центрального нефа, который шире и выше остальных. В плане — латинский крест. В центре средокрестия помещается алтарь. Над ним — купол, снаружи — башни. Для романской архитектуры Франции и Германии основная черта — суровость, лаконизм форм. Соборы — в Вормсе, Майнце. Для Италии характерны нарядные, многоярусные аркады (собор и падающая башня в Пизе (1174). Чеканка, литье, эмаль, ткачество, ковроделие, резьба по кости и камню.

Готический стиль.

Готика (готы — немецко-германское племя) — художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной, частично Восточной Европе. Готика завершает развитие европейского средневекового искусства. Термин «готика» рождается в эпоху Возрождения для обозначения «варварского» искусства. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике; оно было направлено к высшим божественным силам и христианскому мировоззрению.

Ведущее место в готике — собор. Его основа — это каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Наружу внесены конструктивные элементы, которые поддерживают крестовый свод. Пространство собора огромно, несоизмеримо с человеком. Стены прорезаны окнами с витражами. Устремленность ввысь подчеркивается гигантскими ажурными башнями. Пространство готического храма украшено картушами, фантастическими фигурами зверей, химерами. Для скульптуры эпохи готики характерны застылость, замкнутость. Эпоха отмечена быстрым развитием гражданского строительства — ратуш, торговых рядов, частных особняков. Эта эпоха расцвета книжной миниатюры, эмали, изделий из серебра. Готический стиль объединяет в единый ансамбль предметы быта: одежду, мебель и украшения.

Готический собор. В архитектуре готики используют новую конструкцию сводов. В романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах. В готическом соборе свод опирается на арки, а те на столбы. Наружные опоры берут тяжесть сводов, что позволяет уменьшить толщину стен и увеличить пространство. Стены, переставшие служить опорой свода прорезаны множеством окон, арок, галерей. Стенная роспись уступает место витражу. В соборе на первое место выдвигается тема мученичества — образ бога скорбящего или страдающего за муки на кресте, часто встречается образ Богоматери, культ которой сложился одновременно с культом «прекрасной дамы».

Франция. Готическое искусство возникает в провинции Иль-де-Франс. Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе Франции Нотр-Дам-де-Пари (Парижской Богоматери) (1163-1182). Собор представляет собой базилику длиной 129 м, пять продольных нефов и одного поперечного трансепта.. В храм ведут три входа-портала, над ними ниши со статуями - «королевская галерея», изображения библейских царей и королей. Центр фасада организует окно — роза. На башнях — фантастические химеры. Французская готика дала рост более поздней готике Европы (14-15 вв.), которая получила название поздней или пламенеющей готики, в которой основные башни превращаются в форму языков пламени.

Германия. Готика Германии значительно отличается от французской. Желая передать стремление человеческого духа к небесам, резко увеличивая высоту сводов, венчающие башни со шпилями. Памятники готической архитектуры в Кельне, Майнце, Марбурге, Наумбурге и Ульме.