среда, 11 марта 2020 г.

Юрий Анненков в Москве. Продолжение

Начало
Юрий Анненков (1889-1974) был одним из ведущих портретистов своего времени, виртуозным графиком, много работал в театре и книжной иллюстрации. Ни одно значимое явление художественной жизни Петербурга-Петрограда 1910-х — начала 1920-х годов не обошлось без Анненкова.

Всё же наибольшую известность в России и мире Юрий Анненков снискал как портретист. В его портретной галерее запечатлены образы деятелей русской культуры 1920-х годов и представителей политической элиты тех лет. Портреты Анненкова не только выразительны и психологически точны, каждый из них является документом целой эпохи. Нe случайно в наше время многие портреты, созданные Анненковым, стали частью массовой культуры: их продолжают публиковать на обложках современных изданий как знаковые образы ярких личностей или символы исторического периода.

Посмотрим некоторые портреты: вот выдающийся пианист, один из наиболее ярких представителей исполнительского искусства XX века — Игумнов (1873-1948).


Портрет пианиста Константина Игумнова, около 1920. Картон, тушь, графитный карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Моделью для знаменитой акварели Анненкова стала Марианна Эриковна Зарнекау (1890-1976) — дама высшего общества, урождённая фон Пистолькорс, дочь княгини Ольги Палей, до революции дважды побывавшая замужем (за П.П. Дурново и К. фон Дерфельденом). Марианна блистала на балах и маскарадах, среди её поклонников числились Николай Евреинов и Юрий Анненков, а фотографии (в том числе и в костюмах Льва Бакста) пудликовались в светской хронике, на страницах журнала "Столица и усадьба". В 1917-м Марианна выходит замуж за графа фон Зарнекау. Через год брак распался, и возлюбленным Марианны стал актёр и режиссёр Андрей Лаврентьев, один из создателей Большого драматического театра в Петрограде, в труппу которого Марианна под псевдонимом Павлова входила в 1919-1921 годах. Во время зарубежных гастролей она осталась в Риге, где начала работать в Театре русской драмы, в Риме и Лондоне играла под фамилией Фьори. В 1936 году актриса переехала в Нью-Йорк, где успешно продолжила свою карьеру на Бродвее.


Портрет Марианны Зарнекау (урождённой Пистолькорс), 1924. Бумага акварель. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск

Портрет Георгия Иванова (1894-1958) — поэта и прозаика, денди и декадента, завсегдатая "Бродячей собаки" и "Приюта комедиантов", Анненков исполнил по заказу для второго издания поэтического сборника "Вереск", вышедшего в 1923 году. В 1922 году Иванов уехал в Париж, где в 1928 году опубликовал автобиографические записки. При созвучности многих мотивов и интонаций прозы Анненкова и Иванова, они не были друзьями.


Портрет Георгия Иванова, 1921. Бумага, тушь, акварель. Собрание Александра Чапкина

Бабенчиков (1890-1957) — искусствовед и критик, один из авторов очерков о творчестве Анненкова к его альбому "Портреты". В мемуарах об анненковском портрете Бабенчиков писал: "Я родился в Петербурге. Мне 37 лет, я русский. Художник Анненков, нарисовавший мой портрет, недаром изобразил на моих очках отражение мертвецкой. Я видел кровь, трупы. Много крови и много трупов. И пережил не одну войну и не одну революцию".


Портрет Михаила Бабенчикова (1890-1957). Бумага, печать. Государственный литературный музей

Айседора Дункан (1877-1927) встречалась с Анненковым во время одного из своих приездов в Россию, когда по приглашению Анатолия Луначарского в 1921 году открыла балетную школу. Художник бывал в её доме на Пречистенке и следил за развитием романа легендарной танцовщицы, как он её называл "Дуньки-коммунистки", с Сергеем Есениным, делал по её просьбе эскизы костюмов и создал портрет, опубликованный во втором номере журнала "Петербург" за 1922 год. В 1924 году Дункан уезжает из России навсегда, а в 1925 году кончает жизнь самоубийством Есенин. Уже в Париже Анненков снова встретился с Айседорой: её шофёр повёз художника после ужина домой и попал в аврию. Тогда Анненков отделался ушибами. Дункан погибла в этом же автомобиле (её шарф попал в ось колеса) спустя два года после их последней встречи.


Портрет Айседоры Дункан, 1921. Картон, тушь. Государственный литературный музей


Автопортрет, 1920. Картон, тушь, графитный карандаш. ГТГ

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) — поэт и футурист, учившийся живописи у Давида Бурлюка и Николая Кульбина, один из первых русских авиаторов. Известен своими "железобетонными поэмами", представляющими синтез поэзии и графики. Вместе с Бурлюком и Маяковским путешествовал по стране с диспутами о современном искусстве и литературе, выступал с чтениями своих поэтических произведений. Как многие художники русского авангарда, с воодушевлением принял революцию, активно включился в пропаганду нового искусства. В 1920-е обратился к драматургии, писал поэмы, наибольшую популярность ему принесли книги воспоминаний "Путь энтузиаста" и "Жизнь с Маяковским".


Портрет Василия Каменского, начало 1920-х. Бумага, тушь. Государственный литературный музей

Значительная часть "анненковской галереи" была представлена в авторском альбоме "Портреты", опубликованном в 1922 году, а также в папке "Семнадцать портретов", вышедшей из печати в 1926-м.

Вячеслав Иванович Зоф (1889-1937) — чех по национальности, в 1913 году становится членом РСДРП, в 1918-м вступает в РККА. В 1920-е занимает должность начальника Главного политического управления водного транспорта, помощника командующего Морскими силами Республики и является членом Совета военной промышленности. В 1921-1924 годы — комиссар при командующем Морскими силами Республики. Зоф был расстрелян в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской террористической организации. Реабилитирован.


Портрет Вячеслава Зофа, 1926. Репринт, 2011. Бумага, печать. Собрание Алексея и Сергея Венгеровых


Портрет Льва Троцкого, 1926. Репринт, 2011. Бумага, печать. Собрание Алексея и Сергея Венгеровых


Портрет Льва Троцкого, 1924. Выполнен скульптором Игнатьевым по рисунку Юрия Анненкова. Тонированное дерево, металл. Частное собрание

Новая глава в жизни Юрия Анненкова началась летом 1924 года. Получив разрешение на выезд из СССР, он сначала отправляется в Италию, а затем оказывается во Франции. Официальной целью заграничной поездки стало посещение XIV Международной биеннале в Венеции, где центральной работой экспозиции советского павильона был созданный им живописный портрет Льва Троцкого. Именно тогда это масштабное полотно в последний раз экспонировалась публично, а спустя несколько лет, в разгар антитроцкистской кампании, было уничтожено. Невозможно назвать лишь одну причину отъезда Анненкова из СССР. Он покинул страну, пережившую революцию и Гражданскую войну, голод и разруху, ради любимого им Парижа. Спустя всего год после приезда во французскую столицу работы Юрия Анненкова выставляются в галереях и на групповых выставках. Еще через несколько лет художник начинает сотрудничать с французскими издательствами, а также с русскими театральными режиссерами, выполняя привычные заказы по оформлению книг и спектаклей. Новым для Анненкова во Франции становится работа в кинематографе. Начиная с 1933 года, на протяжении 30 лет Жорж Анненкофф в качестве художника по костюмам создавал образы для звезд французского кино. Своей работе на кинопроизводстве художник посвятил книгу "Одевая кинозвезд".


Автопортрет с бутылкой сельтерской, 1930-е. Бумага, уголь, пастель, тушь, гуашь. Галерея Наши художники


Натюрморт с апельсинами, 1926. Холст, масло. Галерея Наши художники


Фрагмент


Мастерская, около 1925. Холст, масло. Частное собрание


Фрагмент

Во Франции стиль произведений Юрия Анненкова кардинально изменился. Принципы кубизма, которые он свободно использовал России, сменились реалистической трактовкой форм, а позднее экспериментами в области абстракции.


Вид на Пантеон из Люксембургского сада, 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду


Автопортрет, 1930-е. Бронза. Московский музей современного искусства


Палаццо Дарио, Венеция, 1930-е. Холст, масло. V-A-C Collection


Женский портрет, 1929-1930. Холст, масло. Частное собрание


Интерьер, 1930. Холст, масло. Музей АРТ4


Плошадь Сан-Марко в Венеции, 1929. Холст, масло. Галерея Наши художники


Старуха, 1925. Холст, масло. Центр Жоржа Помпиду

Французский актёр Жерар Филип (1922-1959) получил мировую известность, сыграв главную роль в фильме Кристиана-Жака "Фанфан-Тюльпан", где его партнёршей была Джина Лоллобриджида. Анненков работал с Жераром Филипом на съёмках четырёх кинолент: "Идиот" (1946) по роману Достоевского, "Пармская обитель" (1948) по Стендалю, "Карусель" (1950) и "Монпарнас, 19" (1958).
В фильме "Монпарнас, 19" Жерар Филип играл главную роль — Амадео Модильяни. Анненков, знавший лично художников Монпарнаса начала века, оказался и автором костюмного образа Модильяни-Филипа и консультантом киноленты.


Портрет Жерара Филипа, 1948. Бумага, графитный карандаш. Галерея Наши художники


Парк. Эскиз декорации к музыкальной комедии Пассаж принцев, 1933. Театр Мадлен, Париж. Картон, гашь. ГТГ


Зимний сад. Эскиз декорации к музыкальной комедии Пассаж принцев, 1933. Театр Мадлен, Париж. Картон, гуашь, графитный карандаш. ГТГ


Эскиз занавеса к балету Гамлет, 1934. Театр Шатле, Париж. Бумага, гуашь. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина


Абстрактная композиция, 1950-1960. Оргалит, смешанная техника, ассамбляж. Частное собрание

В творчестве Юрия Анненкова театр являлся одним из ключевых направлений деятельности как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам за 50 лет работы в России и Франции он оформил более 70 постановок. Юрий Анненков был также теоретиком авангардного театра, автором статей, где он излагал свои концепции, близкие к экспрессионизму. Декорации Анненкова не только служили для оформления сцены, но помогали точнее трактовать пьесу, становились важной частью режиссерского замысла и передавали психологическое состояние героев. Новаторское и всегда эффектное оформление постановок принесло художнику популярность, он работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими.


Афиша к спектаклю Бунт машин, 1924. Большой драматический театр. Петроград. Бумага, печать. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Пути Юрия Анненкова и актёра Михаила Александровича Чехова (1891-1955), племянника Антона Павловича, пересекались дважды. В 1921 году Анненков создаёт карикатурный портрет Чехова-Хлестакова в "Ревизоре" Московского Художественного театра. Портрет героя-авнтюриста в гриме, с бантом и взбитым коком в том же году появился на обложке журнала "Театральное обозрение". А в 1935 году в Париже Анненков как художник-сценограф оформит гоголевского "Ревизора" уже в постановке Михаила Чехова для Пражской труппы МХТ.


Портрет Михаила Чехова в роли Хлестакова, 1920. Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Юрий Анненков оформлял театрализованные уличные действа, прославляющие революцию, и камерные авангардные спектакли, создал впечатляющую серию портретов, участвовал в групповых выставках.


Эскиз декорации к спектаклю Пути добра и зла, 1916. Театр Кривое зеркало, Петроград. Бумага, карандаш, акварель. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина


Эскиз декорации к спектаклю Карагез, 1916. Театр Кривое зеркало, Петроград. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, смешанная техника. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина


Эскиз декорации к спектаклю Гимн Рождеству, 1914. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, Москва. Бумага, тушь, акварель, белила, графитный карандаш. Санкт-Петеребургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Эскиз декорации к спектаклю Лулу, 1917-1918. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, Петроград. Бумага на сером картоне, графитный и цветные карандаши, акварель, тушь. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Чтение на Русском языкеЖЖ Наводы

Комментариев нет:

Отправить комментарий