вторник, 17 марта 2020 г.

Девять часов по горным дорогам Филиппин

Не хотелось бы, чтоб вы думали: «Лёва — изнеженный баловень судьбы, привык везде только первым классом путешествовать, с икрой и шампанским.» Бывает так, а бывает и по другому. Вот, к примеру, решил я из Манилы отправиться посмотреть рисовые террасы Батад. Мне друзья посоветовали, говорят — невероятно красиво, не пожалеешь. Я открыл фото в интернете, и понял — обязательно надо съездить!

Но, вот незадача! Это довольно далеко от Манилы, и никаких дельных аэропортов рядом тоже нет. Зато, оказалось, можно доехать ночным автобусом. По деньгам — сущие копейки: около десяти долларов в один конец. Но переезд занимает всю ночь — девять часов по извилистым горным дорогам. И условия в этом автобусе оказались отнюдь не шикарными!
Автобус шёл в городок Банауэ, о котором писали, что он рядом с Батадом. По времени это получалось довольно жёстко: в пятницу я должен был работать из нашего Филиппинского офиса в Маниле, а раним утром в понедельник уже улетал в Осаку. Выходит, можно в пятницу вечером после работы сесть на автобус, приехать в Банауэ в субботу утром, погулять там весь день, а вечером выехать в обратном направлении, вернувшись в Манилу рано утром воскресенья. Две ночи подряд спать на автобусе мне не очень хотелось, но другого варианта я найти не мог.
1. Пятница. Смотрю закат из окна нашего офиса в одном из богатых районов Манилы.

Оказалось, что автовокзал находится на другом конце города, но я помнил, с какой лёгкостью вызвал Убер из аэропорта, и не особо волновался.
2. А зря. Вышел я на улицу в конце рабочего дня, открываю приложение Убер, а там нет машин. И в Grab тоже нет. И в Gojek. Так стою я минут двадцать, пробую по очереди в каждом каршеринге, а машин ни у кого нет. А время то идёт, до автобуса остаётся всё меньше и меньше. Надо что-то делать
«Стоп!» подумал я. «Как мы всё это делали до появления Уберов? Такси! Надо просто поймать такси.»
Но такси не ловились. Вернее, их не было. Долго не было. А потом, кто-то подъехал прямо к входу здания, где находится офис Гугла — благо там много ресторанов на первом этаже. Я тут же прыгнул в освободившуюся машину.
«Поехали! Автовокзал!» — мой телефон говорил, что ехать минут пятьдесят, ровно столько времени оставалось то моего автобуса.

«Нет, я туда не поеду. Далеко. Пробки,» ответил таксист. Я понял, что именно сейчас время для решительных действий — иначе я ни на какие террасы не попаду, а у меня даже отеля в городе на ночь нет. Да и что делать в Маниле целый лишний день было совсем неясно.
«Я заплачу больше!» вырвалось у меня. «Две тысячи песо! Поехали!» Водитель пару секунд подумал, прикидывая что-то в голове, но вздохнул и тронулся.
Уже в дороге я понял, что две тысячи песо — это где-то сорок долларов, то есть я за такси на автовокзал плачу вдвое больше, чем стоит мой билет на автобус туда-обратно. Но, чего не сделаешь ради невероятных красот на фотографиях из интернета…
3. Мы ехали по ночной Маниле — местами город был очень тёмным, тут разные районы подсвечиваются по разному. Бывает — едешь по абсолютно тёмной улице, а вдалеке светятся очертания зданий для богачей.

А ещё в Маниле ужасные пробки. Путь меньше чем в 13 км занял больше часа. Всю дорогу я нервно смотрел на прогноз времени прибытия в гугл-картах. Он по одной минуте полз в будущее. Я представлял себе, как приеду на вокзал и увижу задние фары своего уехавшего автобуса.
4. Кстати, если офис Гугла находится в богатой части города, то автовокзал компании Охаями — вовсе нет. Не то что тут опасно, но просто это совсем другая эстетика уже.

5. К счастью, на автобус я успел. То ли они меня ждали, то ли в Филиппинах принято, что автобусы уходят с опозданием на 15 минут, но оказалось что к моменту моего прибытия на автовокзал, автобус с надписью «Banaue» всё ещё стоял на месте. Я быстренько отметился в кассе, получил билет на руки, и забежал внутрь.

6. Думаю, что по филиппинским меркам этот автобус — верх роскоши. Внутри были обитые белой тканью сидения, занавесочки на окнах, кондиционер, все дела. О кондиционере мы сейчас поговорим. Эту фотографию я сделал во время одной из остановок, когда половина пассажиров вышли. Так то автобус был полностью набит. Несколько человек даже сидели в проходе на специальных откидных сидениях.

7. Сидения на борту были очень узкими, рассчитанные на небольших азиатов. Я не самый крупный человек, но на заглавной фотографии видно, что плечами вылезаю за спинки этих кресел. Тот снимок я тоже сделал на остановке, поэтому сидение рядом со мной пустует. На самом то деле, у меня всю дорогу был сосед, мужчина повыше и пошире меня. Не толстый, просто спортивный.

Между нашими двумя сидениями не было даже подлокотника, и мы всю дорогу сквозь сон грели друг-другу плечо. Тут надо сказать, что кондиционер в этом автобусе фигачил безжалостно. В Филиппинах жаркая погода, но в этом автобусе, думаю из-за кондея было градусов десять. Хорошо, что у меня с собой была ветровка, жалко, что не пуховик. Я нацепил на себя всё что можно было: шляпу, капюшон, даже дефицитную маску для лица.
8. Выход кондиционера располагался прямо у меня над головой. Это были такие пластиковые штуки, которые можно было немного наклонить в разные стороны, но закрыть их полностью было невозможно, так что на меня всю дорогу шёл поток холодного воздуха.

Я направил их к окну насколько мог, и, вспомнив свои лайфхаки того, как спать в эконом классе, выпил таблетку снотворного. На какое-то время она меня вырубила, но мой сон был неспокойным: мне всю дорогу снилось что одна моя сторона дико мёрзнет. Я периодически просыпался, и понимал, что так оно и есть. Я застегнул всё, что застёгивалось, и поставил себе на колени рюкзачок, чтоб хоть как-то защитить себя от потока холодного воздуха сверху. Лишь тёплое плечо соседа слева хоть как-то грело меня.
9. Пару раз за время ночной поездки автобус останавливался на специально оборудованных стоянках.

10. Внутри были туалеты (довольно приличные, кстати!) а так же магазинчики и столовые местной еды. Я был не голодный и сонный, но многие из пассажиров решили там перекусить.

11. Хотел купить воды, но чуть не взял вот это по ошибке. «Сь’иний, апельсиновый напиток на основе воды» — по моему очень пугающая наклейка. Хорошо, что вовремя заметил подвох.

12. Под утро я окончательно промёрз. Спасало лишь то, что я навострился отгораживаться от кондиционера занавесочкой, залезая под неё, и прижимаясь ближе к стеклу окна. Воздух в образовавшемся кармашке хоть как-то успевал прогреваться от моего тепла.

13. За окном начало светать, а потом, где-то в 6:30 утра, над горизонтом появилось солнце. Было очень красиво, только тут я понял, что окна этого автобуса не мыли уже очень давно.

14. Где-то в семь часов мы приехали. Я был всё ещё сонным от снотворного, но очень счастлив выйти из ледяного автобуса в утреннюю свежесть филиппинских Кордильер. О том, что следующей ночью предстоит проделать то же самое, я старался не думать. Все туристы начали вылезать из автобуса и разбирать свой багаж — большинство из них были европейской внешности. На остановке их встречали местные:
«Кто в какой отель едет? У нас тут списки! Всех развезём бесплатно!»

15. Позже я узнал, что эти предприимчивые местные ребята договариваются с гостиницами, в округе. Они забирают постояльцев с автобуса, и развозят их бесплатно, а по пути предлагают им свои услуги по транспорту и гидам. Так как все приезжие хотят увидеть рисовые террасы, на которые надо ещё час ехать, то им по любому нужна такого рода помощь.

Так как у меня не было отеля, меня никому не поручили забирать. «У меня уже всё битком. Иди в машину к тому парню,» сказал мне водитель одного из микроавтобусов, тяжело вздыхая. Тогда я ещё не понимал, что это он «уступает» меня одному из своих конкурентов.
16. Я прыгнул в новенький внедорожник, решив, что это довольно выгодно по сравнению с обшарпанными маршрутками, куда погрузились остальные туристы. Водитель представился Соломоном, и мы поехали по улочкам просыпающегося городка.

17. Банауэ расположен глубоко в филиппинских Кордильерах. Этот городок живёт туризмом, в основном принимая гостей, вроде меня, которые приезжают посмотреть на соседние рисовые террасы Батад (которые являются объектом Мирового наследия ЮНЕСКО).

18. В городке живёт около двадцати тысяч человек. Здесь есть рынок и даже нечто, напоминающее центральную площадь. Хотя, конечно, кроме гор и террас в этом городке делать нечего.

19. Кстати, в самом Банауэ тоже есть рисовые террасы, но по сравнению с террасами в соседнем Батаде они так себе. Страшно подумать, что есть такие туристы, которые всю ночь трясутся в автобусе, чтоб доехать до Банауэ, но так и не проделывают последний участок пути до Батада, решая, что уже увидели рисовые террасы. Не делайте так!

20. Соломон привёз меня в один из отелей в центре города, где предложил позавтракать, пока он найдёт мне гида, и придумает программу. Почему-то мне не показалось странным, что чувак, предложивший мне подбросить бесплатно до города, вдруг по пути заделался моим трэвел-агентом.

21. Так как я ничего не знал о том, что мне стоит тут посмотреть, я сказал ему: «У меня есть один день — в семь вечера я должен сесть на автобус назад в Манилу. Предложи мне программу и назови свою цену. Если мне всё подойдёт, то так и сделаем.»
Соломон предложил мне несколько ничего не значащих названий, и выбор между передвижением на его машине или на трёхколёсном драндулете. Я выбрал компромиссный вариант — в Батан на драндулете, а по местным достопримечательностям на машине. Решил так в основном ради местного колорита, но частично и из-за того, что он был дешевле раза в полтора.

В общей сложности мы договорились на цену около $80. В это входил транспорт и гид на весь день. Я знал, что скорее всего переплачиваю, но времени у меня было мало, и искать других гидов не хотелось.
После завтрака я поехал на террасы. Некоторые их фотографии я вам уже показывал, а подробнее про ту экскурсию расскажу в другой раз.
* * *
22. В семь вечера того дня я погрузился на обратный автобус. На этот раз я был умней, и забронировал себе одному два места (за $10, можно и шикануть!) Сидения были столь узкими, что лечь на них было практически невозможно, но всё же это было удобней, чем ехать всю ночь рядом с соседом.

23. Но главным апгрейдом моей дороги назад было то, что створки кондиционера можно было полностью закрыть. То есть, на меня всю дорогу не дул холодный воздух.

Я проспал всю дорогу, приехал в Манилу около половины пятого утра, и пошёл гулять по городу. Но и это уже другая история.