Греческий герой Одиссей провел 10 долгих лет, стремясь вернуться домой после Троянской войны. Истории о том, как он обманул одноглазого Циклопа, уклонялись от ластригонийцев, поедающих плоть, и сопротивлялись соблазну сирен, когда он пытался достичь Итаки, являются одними из самых запоминающихся в Одиссее Гомера . Эти истории могут быть вымышленными, но они составляют сердце поэмы, которая отразилась на протяжении веков как сосуд вечных истин.
На протяжении веков люди пытались выяснить, кто стоял за вечными рассказами об Одиссеи и ее предшественнице Илиаде . Гомер, имя, прикрепленное к двум стихам, остается загадочной фигурой. Был ли он мужчиной? Был ли «Гомер» группой или линией поэтов? Была ли Гомер женщиной? Романист конца 19-го века Сэмюэл Батлер был убежден, что автором Одиссеи , по крайней мере, была женщина. Однако для большинства людей в древности эти два эпоса были продуктом единого мужского разума.
Во втором веке нашей эры писатель-сатирик по имени Люциан представил себе встречу с поэтом и допрос его, кто он на самом деле. «Гомер» открыл ему, что многие считают, что он пришел с Эгейского острова Хиос или из Смирны или Колофона, на западном побережье современной Турции. Хотя его слова следует воспринимать легкомысленно, сегодня ученые считают весьма вероятным, что стихи Гомера действительно возникли в этих местах. Их греческий, хотя и не тот, на котором когда-либо говорили, в целом более типичен для древних диалектов западного побережья Турции и островов недалеко от побережья, чем для материковой Греции.
Гомер был связан с этой частью мира с очень ранней даты. Несколько авторов описали талантливого поэта Хиоса, где группа выступающих бардов, называющих себя «Гомеридами» или «детьми Гомера», также утвердилась к 6 веку до нашей эры. В ранних источниках также упоминается, что Гомер был зачат на острове Иос или в Киме и родился в Смирне (современный Измир).
Древние писатели имели разные представления о том, как выглядел Гомер. Слово «Хомерос» на греческом языке может означать «заложник», поэтому некоторые представили, что он пленник. Но «Гомерос» также может означать «слепой», и образ слепого барда оказался особенно убедительным. Одной из причин этого было то, что в « Одиссее» есть слепой, но невероятно талантливый поэт по имени Демодок, который читает свои произведения перед королевским двором.
Возможно, что слепота Гомера была мифом, изобретенным для объяснения того факта, что стихи Гомера первоначально развивались устно, до развития письменности в Греции, путем исполнения и передачи от барда к барду. Как и слепой поэт Демодок из « Одиссеи» , бард спел бы стихи перед аудиторией, повторяя отрывки и задавая такие фразы, как «богоподобный Одиссей», чтобы удовлетворить поэтический метр.
Илиада и Одиссея традиционно датируются концом 8 или в начале 7 - го века до нашей эры. К этому времени использование письма стало более распространенным в Греции, и кажется, что стихи были также установлены впервые. Но ясно, что стихи содержат черты, сохранившиеся до эпохи написания.
Например, история происхождения Троянской войны, в которой Париж, принц Трои, подарил Афродите, богине любви, золотое яблоко, лишь кратко упоминается Гомером. Само собой разумеется, что каждый, кто придет на стихи, уже знал бы детали. Другими словами, история суда над Парижем, по крайней мере, современна, если не старше, чем сами стихи.
Стихи могут также сохранить воспоминания о более раннем, героическом веке. Мужчины этого времени представлены гораздо сильнее и сильнее, чем те, кто пришел за ними. Многие ученые сегодня полагают, что, если когда-либо случится что-то подобное Троянской войне, наиболее вероятным историческим фоном героического века эпосов будет поздний бронзовый век, примерно за 400 лет до того, как Илиада и Одиссея были впервые записаны. До сих пор монументальная архитектура города Троя говорит о высокоразвитой цивилизации, которая процветала в этот период в Анатолии. Он находит своего аналога в великих дворцах, которые микенские греки построили на Пелопоннесе в период между 1600–1200 гг. До н.э. Точные причины, по которым их цивилизация рухнула в 12 веке до нашей эры, до сих пор остаются предметом научных дискуссий.
Стихи содержат описания, которые вызывают этот славный потерянный век. Но они также содержат детали, которые происходят из более поздних времен. Например, есть ссылка на строительство храмов для богов, но самые ранние греческие храмы для богов, о которых мы знаем, были построены в восьмом веке до нашей эры. Отчасти случайно, что эпопеи Гомера представляют собой такой хронологический беспорядок - они сохраняют реальные воспоминания и следы и фразы древнего прошлого - и отчасти преднамеренные. Война происходит в древнем прошлом, поэтому слова и объекты были выбраны, чтобы характеризовать это более раннее время.
Так, где Гомер мог бы вписаться в это? Продолжая теорию, что был Гомер, возможно, поэт, который родился в Смирне и работал на Хиосе, он был оригинальным рассказчиком, который придумал сюжеты эпопей, возможно, под влиянием конфликта к северу от того места, откуда он пришел в Трое?
Или Гомер был на другом конце процесса? После того, как стихи были переданы в устной форме из поколения в поколение, они должны были быть уточнены, когда они были записаны впервые. Итак, следует ли нам думать о Гомере как о редакторе, который превратил унаследованный материал в законченные стихи?
Или «Гомер» - это скорее дух, чем что-либо еще, просто имя, которое можно дать паре замечательных стихов, которые развивались и росли на протяжении сотен лет и которые нельзя приписать кому-либо конкретно?
Каждый имеет право на свой собственный взгляд на это. Мое собственное мнение состоит в том, что немыслимо, что был оригинальный бард, пришедший из той части мира, которая, как мы теперь знаем, сформировала сеттинг стихов. Возможно, он написал эпические очертания в общих чертах, опираясь на истории, переданные от его родителей, бабушек и дедушек и прадедушек и бабушек, которые впоследствии поэты развивали и увековечивали в устной форме. Наконец эти стихи были записаны.
Каждый из нас должен решить, верить ли одному Гомеру или многим, слепому барду или духу, который заключает в себе самый удивительный процесс сохранения историй, рассказанных давно. Важно то, что у нас есть стихи и мы продолжаем осознавать их ценность. Обнадеживает мысль о том, что сегодня мы можем найти столько же радости в поэзии Гомера, сколько наши предки сделали 3000 лет назад.
Дейзи Данн - автор книги « Гомер: экспертная книга о божьей коровке» («Случайный дом пингвинов») и « Богов и людей: 100 историй из Древней Греции и Рима» (глава Зевса).
Комментариев нет:
Отправить комментарий