Биологи из Австралии выяснили, что самцы сверчков могут влиять на половое поведение самок после спаривания: если самцы выросли в условиях высокой конкуренции за самку и спаривание происходило под пение других самцов, самки менее активно искали следующего самца. Если же спаривание происходило в тишине, самки быстро начинали искать нового партнера. На поведение самок влияло и то, в каких условиях выросли они сами: при нехватке самцов они активнее стремились спариваться. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
Полиандрия — спаривание одной самки с несколькими самцами — приводит к увеличению конкуренции между самцами. Борьба за самку происходит не только на поведенческом уровне и не заканчивается при спаривании: если самка спарилась с двумя самцами подряд, их сперматозоиды будут конкурировать за яйцеклетку.
Один из инструментов спермальной конкуренции — влияние на поведение самки через вещества, которые содержатся в сперме. Например, при высоком уровне конкуренции за самку у сверчков повышается экспрессия ряда генов белков семенной жидкости, а спарившиеся с такими самцами самки менее активно ищут следующего самца. Однако как именно самцы настраивают характеристики спермы и влияние на поведение самок в различных экологических условиях ясно не до конца.
Ученые из Университета Западной Австралии под руководством Джо Москиллы (Joe Moschilla) исследовали, как самцы сверчков Teleogryllus oceanicus при разном уровне спермальной конкуренции влияют на поведение самок после скрещивания. Чтобы самцы воспринимали уровень спермальной конкуренции как низкий или высокий, их выращивали либо в тишине, либо постоянно проигрывали им стрекот 30 других самцов. К взрослым самцам подсаживали самок и давали им спариваться либо в тишине, либо под пение других сверчков.
После скрещивания ученые тестировали поведение самок: их помещали в камеру с укрытием (трубой диаметром восемь сантиметров) и проигрывали им брачный зов самцов. Чем быстрее самки вылетали из укрытия на поиск самца, тем более активным считали их половое поведение.
Когда самки спаривались с самцами, выращенными в условиях высокой спермальной конкуренции, их последующее поведение зависело от условий, в которых происходило спаривание: после спаривания под звуки других самцов самки дольше оставались в убежище, а после спаривания в тишине вылетали на поиск нового самца быстрее (p = 0,001). Значит, самцы могут снижать половую активность самок при высокой спермальной конкуренции и регулировать степень влияния, причем ориентируются они не на условия, в которых выросли, а на риск конкуренции в момент спаривания.
Самки, которые росли в тишине, покидали убежище значительно быстрее, чем те, что все время слышали зов 30 самцов. Иными словами, в условиях предположительного недостатка самцов самки активнее стремятся спариться повторно. В этом случае манипуляции самцов могут вступать в противоречие со стратегией самок: цель первых — стать единственным, а вторых — спариться с бо́льшим количество самцов.
Конкуренция за самок может принимать неожиданно жестокие формы: самцы сумчатых мышей долго готовятся к спариванию, наращивая мышечную массу и выделяя тестостерон, в результате их иммунная система разрушается; сама копуляция длится до 14 часов, после чего самцы погибают. Удивительно, но такая система полового отбора в норме эффективна, но в условиях вырубки лесов ставит мышей под угрозу исчезновения.
Алиса Бахарева
Source: N+1: научные статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий