понедельник, 3 августа 2020 г.

В случае одобрения условий НДД, изменения могут оказать ощутимое влияние на рентабельность нефтяных компани

Недополученные налоговые поступления от НДД в бюджет в 2019 г. оцениваются в почти 3 млрд долл. Газета «Коммерсантъ» сообщает сегодня, что, поданным Министерства финансов, в 2019 г. федеральный бюджет недополучил налоговых доходов на сумму 213 млрд руб. (~2,9 млрд долл. по текущему курсу) от действующего налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяном секторе.

Напомним, что НДД – налоговая система, которая базируется на финансовом результате, а не на выручке, – был введен с 2019 г. в пилотном режиме для отдельных нефтяных месторождений в России. Формула расчета НДД включает пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, которая составляет примерно 60% от стандартной ставки. НДД был применен к четырем группам нефтяных месторождений. В первые две вошли новые месторождения в новых нефтедобывающих регионах (Восточная Сибирь, к северу от Ямало-Ненецкого и Ненецкого регионов), во вторые две – зрелые месторождения в Западной Сибири (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми, Тюменская область).

На наш взгляд, Роснефть и Газпром нефть, которые располагают самыми крупными портфелями новых месторождений, наиболее активно участвовали в переходе на НДД.

Минфин предлагает изменить условия НДД и взыскать с нефтедобывающих компаний недополученные налоговые доходы. По данным газеты «Коммерсантъ», Минфин предлагает внести изменения в систему НДД, которые снизят налоговые льготы для российских нефтепроизводителей, а также позволят государству собрать налоговые поступления, недополученные в 2019 г.

В частности, Минфин предлагает следующее:

  1. Внести изменения в условия НДД для всех четырех групп месторождений: (i) запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков, (ii) снизить темпы индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 г. и (iii) сократить размер разрешенных вычитаемых расходов.
  2. Внести изменения в условия НДД для второй группы месторождений (новые месторождения в новых регионах добычи, добровольно переведенные нефтяными компаниями в тестовый режим НДД) путем изменения формулы налога: заменить понижающие коэффициенты НДПИ в 2021-2023 гг. на повышающий коэффициент в 1,5х. Это означает, что налоговая нагрузка для второй группы месторождений в ближайшие три года будет выше, чем при действующей налоговой системе без налоговых льгот.

В случае одобрения предложенные изменения могут оказать ощутимое влияние на рентабельность нефтяных компани. На наш взгляд, российские нефтяные компании будут выступать решительно против данной инициативы. Точно оценить ее влияние на рентабельность производителей сейчас сложно из-за отсутствия деталей, в том числе по расчетам Минфина.

При самом неблагоприятном сценарии, то есть если предположить, что с 2021 г. налоговые платежи нефтяных компаний увеличатся соответственно, а возврат 2,9 млрд долл. в 2021-2023 гг. ляжет в основном на Роснефть и Газпром нефть, мы оцениваем, что отрицательный эффект на EBITDA обеих компаний в среднесрочной перспективе может быть ощутимым (до 5- 7%). В то же время мы не верим, что этот сценарий реализуется.

Source: Финам.RU© — Рынок и Аналитика

Комментариев нет:

Отправить комментарий