воскресенье, 15 мая 2022 г.

Женщины и богини Троянской войны

История Троянской войны является одним из основополагающих мифов западной культуры. Два самых старых стихотворения в мире, « Илиада» и «  Одиссея »  Гомера , берут его как свое вдохновение. «  Илиада» разворачивается на 10-м году войны, а «  Одиссея» после этого, поскольку ее герой, Одиссей, проводит еще 10 лет, пытаясь добраться до дома. Эти эпопеи являются историями о людях, и каждый из них начинается с призыва рассказать историю героя. Ахилл и его неугасимый гнев устанавливаются как тема  Илиады из ее первой строки: « Ярость - Богиня, пой ярость сына Пелея Ахилла». Что бы мы ни ожидали услышать в этом стихотворении - сражение среди смертных и бессмертных - в конце концов, все сводится к одному человеку и его ярости.
Деталь миску вина, показаны Ахиллес, борьба с Гектором. с. 490 г. до н.
И все же Ахиллес - не первый персонаж, упомянутый в этом стихотворении - первый человек, упомянутый в «  Илиаде»,  - это богиня, предположительно божественная муза, Каллиопа, которая особенно интересуется эпической поэзией. Первое слово «  Одиссеи» - это « андра» (мужчина), но остальная часть первой строки ясно говорит о том, кто знает его историю, и это не герой и не поэт: « Расскажи мне, муза, о сложном человеке».Другими словами, первые строки каждого стихотворения говорят нам что-то довольно тонкое - их субъекты могут быть мужчинами, но поэт должен обратиться к женскому божеству, если он хочет рассказать мужские истории. Женщины вплетены в ткань Троянской войны так же, как и герои-мужчины, которые получают высшие счета. Так не пора ли мы тоже обратить на них внимание?
Печать с изображением муз и римской богини Минервы. Школа Андреа Мелдоллы, ок. 1540-1563.

Елена Троя

Во всей войне участвует только один персонаж, который настолько неотделим от нее, что получил эпитет «Троя», и это Хелен. Она не рождена Хеленой Трои, скорее она становится ею, когда она сбежала или была взята (в зависимости от версии мифа, которую мы читаем) Парисом, троянским принцем. Елена начинает свою жизнь как Елена Спарта, после города на юге Греции. Она дочь Зевса - короля богов - и Леды, королевы Спарты. Обычное восприятие ее (сообщенной авторами от Гомера Марлоу) как разрушительно красивой (ее лицо запустило тысячу кораблей) упускает из виду важные элементы ее истории.
Сэр Эдвард Джон Пойнтер, Хелен , 1887 год. Траст Королевской Коллекции /
© Её Величество Королева Елизавета II 2019.
Хелен в детстве похищает король Тесей (мифический основатель Афин) спустя много лет после убийства минотавров. Это один из его менее героических подвигов (даже древние авторы, чье отношение к сексу сильно отличалось от нашего, испытывали неловкость из-за того, что мужчина лет пятидесяти брал невесту). Братья Елены объявляют войну Афинам, чтобы вернуть свою сестру. В некоторых версиях этой истории Елена родила Тесея, прежде чем она вернется домой в Спарту.
Урна, изображающая похищение Елены Парижем, 125–100 до н.э.
Когда она становится старше, Елена выходит замуж за короля Спарты Менелая. Затем появляется Парис и забирает ее (добровольно или невольно - опять же, это зависит от версии истории, которую мы читаем) обратно с ним в Трою. Менелай и греки возмущены и преследуют ее с более чем тысячей кораблей - Гомер перечисляет почти 1200 в Илиаде . Это стихотворение знакомит нас с Хелен, которая сожалеет о том, что Пэрис не лучший человек, и упрекает себя за свое поведение. Недостаточно победить ее свекровь, Гекубу. В пьесе Еврипида « Троянские женщины»Установленный сразу после падения Трои, Гекуба говорит Менелаю, что она похвалила бы его, если бы он убил Хелен. Затем Хелен защищает себя энергично, указывая на неопровержимую истину - что Гекуба обвиняет Хелен в войне, а не ее собственного сына, Парижа.
Эдвард Берн-Джонс, Слезы Хелен, 1882–1898.

Гекуба, королева Трои

Жаль, что Гекуба, королева Трои, не известна современной аудитории. Игра Еврипида о ней была чрезвычайно популярна во времена Шекспира (вот почему Гамлет может спросить: «Что ему Гекуба, или он Гекубе?»). Королева Трои - выжившая, опустошенная вдова и мать многих убитых сыновей, и ужасный пример жестокости войны. Гекуба Еврипида рассказывает об одном последнем ужасном шоке сразу же после падения ее города - она ​​обнаруживает, что ее младший сын, Полидорус, был убит Полиместором, королем Фракии, к которому она отправила сына на хранение во время войны ,
Отпечаток, показывающий Гекубу (в драпировке с капюшоном) и жену Гектора Андромаху, плачущую над пеплом Гектора. После Анжелики Кауфман, ок. 1771.
Эта последняя травма слишком велика для Гекубы, и она совершает один из самых ужасных актов мести во всей греческой трагедии и, возможно, во всем театре. Гекуба и ее женщины убивают двух детей Полиместора, человека, который убил ее сына. Затем они вытащили ему глаза с помощью булавок. Это захватывающе жестокий ответ - последнее, что этот коварный человек когда-либо увидит, - это убийство его сыновей, отомщенных за его собственное злобное преступление. Современные театральные постановки часто изо всех сил пытаются показать женщине, которая делает что-то настолько невещественное, даже анти-материнское, как убийство детей (для них существует тенденция намека на то, что женщины безумны, чего нет в греческом тексте). Но хотя это и шокирующая сцена, но и необычная. Группа порабощенных военных вдов мстит одному сыну-греку и его детям за всех сыновей, мужья и свободы они сами потеряли. Женщины, использующие ножи, чтобы убивать детей, являются особенно жутким искажением правил ведения боя (мужчины убивают других мужчин мечом и копьями) в войне, которая только что закончилась.
Амфора (банка для хранения), показывающая смерть царя Приама. Гекуба стоит рядом с мужем, ее правая рука поднята, чтобы рвать на себе волосы, а левая рука - в уговоре убийце мужа. с. 550–540 до н.э.

Пентесилея, королева амазонок

Фактически, эти нормы уже были подорваны в последний год войны, когда прибывают амазонки. Пентесилея и ее женщины-воины выступают вместе с троянцами против греков. Амазонки были очаровательны древних художников. Это наиболее часто изображаемые персонажи, встречающиеся в греческих горшках после Геракла (или Геркулеса, чтобы дать ему более распространенное римское имя). Идея о женщинах-воительницах была привлекательной и тревожной для древней аудитории - война была (и остается) традиционно мужской сферой. Тем не менее, образы павших амазонок, которых греки сражают с поля битвы, прекрасны, что обычно не воспринимается как падшие враги в стихах или в изобразительном искусстве. Уважение к своим врагам не зашло так далеко, как вынос их с поля битвы. Это не всегда шло так далеко, что не оскверняло их трупы. Им явно восхищались.
Гравюра скульптурного бюста амазонской королевы Пентесилеи, ок. +1550.
Пентесилея сражается с Ахиллесом в единоборстве, повторяя великое климатическое сражение Илиады , между Ахиллесом и Гектором (великим троянским героем), которое произошло несколько недель или месяцев назад. Мы бы лучше знали ее историю, если бы эпическое стихотворение, в котором она сыграла главную роль, Эфиопия , сохранилось до наших дней. Мы знаем, что она боролась с Ахиллесом и потеряла жизнь. Это ставит ее в равное положение практически со всеми, кто сражался с полубогом Ахиллесом. Гектор был величайшим троянским воином, и даже он был убит после короткого боя с убийственным греком.
Амфора (банка для хранения) показывает Ахиллес, убивающий королеву Амазонки, Пентесилею. с. 530 г. до н.
Так что нет никакого позора в поражении Пентесилеи. Она достаточно смела, чтобы сражаться с Ахиллесом, и она проигрывает, как и все остальные. Разница в том, что ее историю так редко рассказывают. И когда это было сказано, это было сексуализировано. Когда Роберт Грейвс рассказал историю Пентесилеи в 20-м веке, он отнял у нее ее воинское мастерство, чтобы он мог эротизировать ее труп (на котором его версия Ахиллеса мастурбирует). Иногда трудно увидеть прогресс.

Laodamia

Один поэт, который эротизировал женщин в своем искусстве (и, вероятно, также в своей жизни), также несет ответственность за одну из самых грустных, самых красивых историй о женщине, жизнь которой была уничтожена Троянской войной. Овидий пишет стихотворение в форме письма Лаодамии к ее мужу Протесилаосу. Протесилай первый из греков высадился в Трое и первым умер. Письмо Овидия от вдовы к ее любимому мужу почти невыносимо трогательно. Помимо всего прочего, удивительно, что мужчина, чья поэтическая персона торгует в лучшем случае кокетством, а в худшем - сексуальным хищником, откладывает свою мужественность, чтобы писать как женщина. На самом деле, это целый сборник стихов брошенных женщин и замечательный акт литературной чревовещания.
Статуя Протесилаоса шагает по носу корабля. Римская копия греческого оригинала датируется c. 450–430 до н.э.

Афродита, богиня любви

Это всего лишь несколько смертных женщин, чья жизнь была повреждена Троянской войной. Но бессмертные женщины так же важны для войны, как и их человеческие коллеги. Когда Париж прибывает в Спарту, чтобы соблазнить Хелен, он говорит ей, что требует ее как своего законного приза, присуждаемого ему богиней Афродитой. Парижу дали незавидную задачу решить, какую богиню - Афину, Геру или Афродиту - наградить золотым яблоком, на котором написана греческая фраза « Te kalliste»или «Для самых красивых». Каждая богиня пытается подкупить его. Гера предлагает ему королевство, Афина предлагает ему успех в войне, Афродита предлагает ему Хелен. Пэрис выбирает Афродиту и поэтому имеет право претендовать на Елену в качестве своей жены. Тот факт, что она замужем, не имеет значения для Парижа. Фактически, он также уже женат, хотя его первая жена, Эноне, принимает ее отказ несколько менее агрессивно, чем Менелай, так как она решает воспитывать сына самостоятельно, а не начинать вторжение.
Лукас Кранах Старший (1472–1553), Парижский суд , ок. 1530-1535.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Афродита несет ответственность за начало Троянской войны. Она та, кто обещает уже замужнюю женщину уже женатому мужчине. Но, возможно, вина действительно лежит на богине, которая производит золотое яблоко, о котором спорят Афродита, Афина и Гера. Этой богиней является Эрис - Раздор - которая питается конфликтом. Мы могли бы также вспомнить Фетиду, морскую нимфу, которая является матерью Ахилла. Без ее участия (пытаясь защитить своего сына) война могла бы закончиться намного раньше, с меньшими человеческими жертвами.
Ситула (ведро), показывающая, что Париж собирается похитить Хелен, а Афродита наблюдает за происходящим. 350–340 до н.э.

Пенелопа

Не каждая женщина, вовлеченная в повествование о Троянской войне, подвержена так непосредственному воздействию - рябь конфликта распространяется по океанам. Например, в случае Пенелопы, жены Одиссея, война - игра в ожидание. Пенелопа проводит 10 лет войны, а также 10 лет пути Одиссея домой, терпеливо ожидая его в их островном доме на Итаке. В его возвращении участвует так много персонажей женского пола - от Цирцеи до Калипсо, от Сциллы до Харибды - что один изворотливый писатель-сатирик в 19 веке предположил, что автором Одиссеи должна была быть женщина. К сожалению, нет никаких доказательств того, что женщина работала поэтом-исполнителем в то время, когда Гомер сочинял « Одиссею» , кем бы он ни был и каким бы поэтом он ни был (« Илиада»).и « Одиссея» были устными композициями, так что, возможно, в этом участвовали многочисленные поэты).
Римский рельеф, показывающий Пенелопу скорбным ожиданием своего давно отсутствующего мужа. Италия, ок. 30 г. до н.э. – 50 г. н.э.
Верность Пенелопы Одиссею, независимо от того, сколько времени ему потребуется, чтобы вернуться домой и сколько женщин он встречает в этом путешествии, была источником большого вдохновения для древних авторов. Пенелопа считается примером верности, в отличие от Хелен, и верности - в отличие от сестры Хелен, Клитемнестры, которая убивает своего мужа Агамемнона по возвращении домой с войны. Дом Пенелопы захвачен множеством молодых людей, которые все стремились жениться на ней, потому что ее муж ушел так долго, что они считают, что он, должно быть, мертв. И все же она их сдерживает - одна женщина защищает свой дом от огромного числа мужчин.
Римская голова Пенелопы, AD 1–100. Берлин, коллекция антиквариата.
Если чья-то история говорит нам, что мы недооценили женщин Троянской войны, то это, безусловно, Пенелопа. Но она - только одна из десятков женщин в этом мифе, которых игнорировали или забывали на протяжении тысячелетий. Пришло время снова рассказать их истории.

Подписывайтесь и читайте самый популярный блог Parunaru

Комментариев нет:

Отправить комментарий