четверг, 20 февраля 2020 г.

Сан Педро де Атакама – жизнь в безжизненной пустыне. Люди

Самая засушливая пустыня мира, некоторые части которой сотни лет не видели воды. Местность с невероятным уровнем ультрафиолетового излучения. Огромная территория потрескавшейся просоленной земли, жара, убивающая даже кактусы… И посреди этого негостеприимного места – живой, радостный поселок Сан Педро де Атакама, туристическая мекка с интернетом, барами, путешественниками со всего мира и вполне себе приятным климатом.

Жизнь бурлит на главной площади и прилегающих к ней паре-тройке улиц. И днем, и особенно ночью, здесь очень много людей. Продаются туры, встречаются путешественники, пиво льется рекой, плетутся фенечки на память…

Сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, это одно из главных туристических направлений не только Чили, но и всей Южной Америки.

Посреди площади – церковь 16 века из адобы, кирпичей из смеси глины и соломы. Подобные постройки характерны для региона. Как и везде в Южной америке, испанские миссионеры приезжали в индейские поселения с целью привить европейскую религию. Сан Педро было одним из первых поселений, построенных колонизаторами на территории Чили. Напротив церкви находится самый старый дом в городе. Он был построен специально к приезду конкистадора, завоевателя Чили Педро де Вальдивия. Это было единственное здание на тот момент в только что образовавшемся поселении. Сейчас в нем расположен муниципалитет Сан Педро.

Сан Педро – городок приятный. Не смотря на то, что целый город занимается в основном только обслуживанием туристов, что-то в нем цепляет. Сан Педро – город живой, здесь останавливаются многие бекпекеры на подработку, здесь сотни потаенных уголков помимо популярных туров, которые можно посетить, и конечно, здесь есть отличные бары и вечеринки до утра. 

Индейская деревня Мачука

Деревня Мачука расположена на высоте 4000м, на пути к гейзерам Татио. Гейзеры мы посетить не смогли – после обильного ливня ночью дороги покрылись коркой льда. Автомобили один за одним разворачивались обратно. Мы ждали рассвета и гуляли по деревне.

Пара традиционных домов и церквушка, построенная конкистадорами — вот и вся Мачука Здесь проживает пять семей, которые разводят лам, изготавливают сыр и вяжут пончо из шерсти лам. И пускают туристов в туалет за плату. Было семь утра, местные жители прятались от снегопада в домах. Одни туристы мерзли в ожидании солнца, которое растопит лед на дорогах.

Проживает в этой деревне коренная народность Атакамы – линканантай (атакаменьо)

Коренной народ пустыни атакаменьо проживает в бассейне реки Лоа, в городе Калама и оазисах солончака Атакама. Часть из них перебралась на северо-запад Аргентины (пуна Сальты, Хухуй) и в приграничные зоны Боливии. Всего их насчитывается 21681 человек (по данным 2012г). 

Они поддерживают контакт с цивилизацией и прекрасно говорят по-испански. Родной язык кунзу унес 100 лет назад с собой последний носитель. Этот язык кунзу не имел письменности. Нам остались лишь несколько песен, топонимы, фамилии и этнографические наблюдения путешественников 19 и 20 веков. Отголоски культуры хранятся и в традиционных обрядах некоторых деревень. Например, в деревне Конвидо Мать-земля (Пачамама на кечуа) зовется «Патохойри», духи предков, живущие в пиках вулканов– «малкусу», вода – «тата путараджни».

Свою территорию атакаменьо называли Ликан-Антай, название Атакама появилось позже, с приходом испанцев.

В 19 веке на территории Атакамы использовались одновременно четыре языка – все еще живой кунзу, кечуа и аймара, появившиеся здесь с приходом инков всего за один век до испанского вторжения, и испанский язык, который стал преподаваться в школах как официальный язык страны. 

Современные атакаменьо выращивают кукурузу, картофель, киноа на террасах, построенных по примеру инков, пасут лам и гуанако. Туризм – важная составляющая экономики региона, и многие женщины в деревнях изготавливают сувениры и отправляют их на продажу в Сан Педро де Атакама.

В Атакаме были озера и поселения 10 000 лет назад

Территория Атакамы заселена уже 10 000 лет. Издавна народы селились в долинах рек, ближе к воде. Они строили небольшие поселения, окруженные оборонительными стенами – пукары.

Ранее считалось, что негостеприимный, суровый климат Атакамы служил барьером на пути южно-американских первопоселенцев. Большинство археологов считает, что первопоселенцы с юга обошли Атакаму стороной, предпочтя ей более щедрые на влагу и пищу Анды. Однако новые исследования дали основания предполагать, что в древности в Атакаме существовали достаточно крупные озера, возле которых могли поселиться первые семьи.

Вулкан в Атакаме

Например, Марко Пфейфер (Marco Pfeiffer), геолог Калифорнийского университета в Беркли, утверждает, что Атакама могла стать важным пунктом в колонизации Южной Америки. Он обнаружил в солончаке Атакамы останки улиток, микроорганизмов и отпечатки растений, характерных для влажных зон и пресноводных водоемов. Он относит их к климатическому циклу Central Andean Pluvial Events, который принес в Атакаму дожди с Анд несколько тысяч лет назад. Когда цикл закончился, озера из пресноводных превратились в соленые, а позже и вовсе высохли, оставив лишь соляную корку солончака. Работа Пфейфера увидела свет в 2016 году. Сейчас он ищет возможные поселения людей того времени.

Источник: Camino distinto — motohorek.travel.blog

Комментариев нет:

Отправить комментарий