четверг, 20 февраля 2020 г.

Концертный зал «Зарядье» посвятит фестиваль Бетховену и Чайковскому

Это первый фестиваль, который представляет публике продюсерская команда Концертного зала «Зарядья». Его стартовой идеей стали юбилейные даты, которые музыкальный мир отмечает в этом году Людвигу ван Бетховену (250 лет) и Петру Ильичу Чайковскому (180 лет). В большом концертном цикле под титулом «Бетховен и Чайковский» прозвучит восемь программ, представляющих двух классиков в захватывающем творческом «дуэте» в разных жанровых ракурсах: симфонической, камерной, вокальной, инструментальной, театральной музыки. В таком масштабном сопоставлении творчество композиторов предстанет впервые.

Уже на «Открытии» (22 февраля) прозвучит неординарная программа: два сочинения Бетховена и Чайковского, вдохновленные одой Фридриха Шиллера «К радости», и оба написаны для идентичного состава солистов, хора и оркестра. Но, если Бетховен текстом оды, воспевающей братство человечества и его победное движение от хаоса к Радости, завершил свою последнюю Девятую симфонию, оставив свое духовное завещание с актуальным во все времена призывом «Обнимитесь, миллионы», то Чайковский с этих же слов начал, по сути, свою профессиональную карьеру, написав на шиллеровский текст дипломную работу в Петербургской консерватории (в 1865 году) — кантату «К радости» (на русском языке).

Чайковский к тому времени уже прекрасно знал Девятую симфонию Бетховена: он играл ее в четыре руки с Г.А.Ларошем, пел басовую партию в хоре Русского музыкального общества, когда симфония исполнялась в концертах. Девятая была единственной из бетховенских симфоний, которой он впоследствии дирижировал. Но при жизни Чайковского эти две партитуры никогда не звучали вместе: композитор считал, что соперничать с Бетховеном неловко и отказывался даже издавать свой дипломный опус. Исполнялась Кантата после смерти Чайковского очень редко, но в 2012 году впервые на сцене она была сыграна вместе с Девятой симфонией Бетховена (в Германии, дирижер Томас Зандерлинг).

Теперь обе партитуры впервые прозвучат вместе в России в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского и Пражского филармонического хора (главный хормейстер Лукаш Василек) под руководством Владимира Федосеева (в авторской редакции партитуры, изданной в 2016 году в Академическом полном собрании сочинений Чайковского).

Еще одно сочинение Чайковского в авторской редакции прозвучит в программе концерта «Подлинный Бетховен. Подлинный Чайковский»  (31 марта): Первая симфония «Зимние грезы». Московский камерный оркестр Musica Viva и Александр Рудин, возможно, впервые с 1868 года исполнят вторую авторскую редакцию (всем известна третья редакция) по нотам, которые сейчас готовятся к публикации в Академическом собрании.

В этой же программе прозвучит и авторская версия Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Бетховена, сделанная самим композитором в 1807 году и дополненная его фортепианными каденциями к первой части и к финалу. Партию фортепиано исполнит Джордж Харлионе (Великобритания).

Среди тематических программ фестиваля: три квартета на русские темы Бетховена, посвященные графу Разумовскому и Струнный квартет № 1 Чайковского в исполнении Квартета имени А. П. Бородина, циклы романсов и песен композиторов, сюжет «Данте и Гете» с участием Аллы Демидовой, которая прочитает фрагменты трагедии Гете «Эгмонт», программа «Фатум» (23 марта), представляющая знаменитые симфонии композиторов, где звучит тема Судьбы — Пятую Бетховена и Четвертую Чайковского (в исполнении РНО и Андрея Борейко).

В фестивале примут участие ведущие российские оркестры и приглашенные дирижеры: Василий Петренко, Максим Емельянычев, Винценц Праксмарер (Австрия). А в финале фестиваля 31 мая на сцене Большого зала выступит оркестр без дирижера Персимфанс: будет исполнена оратория Бетховена «Христос на Масличной горе», лучезарное духовное сочинение, где Иисус ведет диалог с ангелом, укрепляющим его силы и дух, и авторский коллаж Персимфанса, составленный из фрагментов концертов, симфоний и балетов Чайковского.

Чтение на Русском языке — Российская газета



Комментариев нет:

Отправить комментарий