пятница, 10 февраля 2023 г.

Образование в СССР




Все виды образования в СССР – среднего (школьного), высшего и «наивысшего» (аспирантура, докторантура) были бесплатными! Причём в средней школе (10-11-летке) учащийся получал полный набор знаний по базовым предметам: математике, физике, астрономии, химии, биологии, географии, истории, обществоведению, русскому языку, литературе. Те, кто после 8 (9) класса продолжали обучение в техникумах и профтехучилищах, одновременно с профессиональными навыками получали и полное среднее образование.
Конечно, в советское время ЕГЭ в помине не было: выпускник сдавал нормальный экзамен не машине, а живому преподавателю. Это очень важно! У живого преподавателя всегда можно уточнить вопрос, если он не вполне понятен. А главное, экзаменуемый волнуется, и бывает отнюдь не редко, что от волнения может растеряться и забыть даже то, что он хорошо знает. Допустим, из трёх вопросов по билету он блестяще ответил на два, а третий вызвал затруднения. Опытный экзаменатор всегда поймёт, какой в действительности уровень его знаний, задаст дополнительные вопросы и поставит адекватную оценку. А машина такого беднягу просто «срежет». Причём, провалившись на ЕГЭ, он автоматически попадёт в «чёрный список» и уже никогда ни в какой вуз не поступит… Впрочем, ЕГЭ, как говорят, всё-таки можно пересдать, но при этом заплатив приличный штраф. Тинэйджеру из бедной семьи он может быть и не по карману. А сынки и дочки богатых родителей могут пересдавать сколько влезет: заплатил штраф – и вперёд. Такова сегодняшняя буржуазная действительность. 
В СССР ни абитуриенты, ни студенты не должны были платить за обучение ни копейки: сдали экзамены, набрали проходной балл – учитесь на здоровье, государство вам ещё стипендию будет платить. Правда, стипендия в разных вузах была не одинакова – в зависимости от того, какое министерство этот вуз «опекало». Например, в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности в середине 70-х годов размер стипендии составлял 50 руб. в месяц, если учишься без «троек»; повышенной (оценки ближе к отличным плюс общественная работа) – 63 руб. Так что семья в составе пенсионера-ветерана с пенсией 120 руб. и студента со стипендией могла прожить пусть без модных излишеств, но вполне благополучно – проверено практикой.
Кроме того, были так называемые «контрактованные». Это люди уже не со школьной скамьи, они несколько лет проработали на производстве в данной отрасли, и теперь родное предприятие отправляет их на учёбу для получения высшего образования, чтобы хороший рабочий стал мастером, инженером, а потом – главным инженером и т.д. (Вот реальный пример того, что сегодня называют «социальным лифтом».) Эти товарищи получали стипендию уже непосредственно от командировавшего их предприятия, и успехи или неуспехи в учёбе на неё не влияли.
А после окончания вуза предстояло «распределение» (всем, кроме «контрактованных», которые обязаны были вернуться на пославшее их предприятие). Тем, кто учился добросовестно и получал хорошие оценки, ничем плохим оно не грозило: очерёдность составлялась в зависимости от итогового среднего балла, и выпускник, оказавшийся по своей успеваемости в начале списка, имел больше возможностей выбрать место работы по душе. По распределению надо было отработать 3 года – за это время полученные знания закреплялись практикой. Именно теперь, при капитализме, когда столько выпускников безуспешно ищут работу, понимаешь, какое это было благо – гарантированное трудоустройство!
В 90-е годы массовый характер приняла, с одной стороны, безработица среди молодых специалистов, имеющих диплом вуза или техникума, но не имеющих опыта практической работы, а с другой стороны – эмиграция наиболее талантливых молодых (и не очень) учёных, которые в поисках «лучшей доли» «рванули» на запад. Причиной этого массового «исхода» стали как бесперспективность поисков «достойно» оплачиваемой работы на Родине, так и тотальная пропаганда западного образа жизни, индивидуализма, личного преуспеяния и т.д. Но зачастую и эмиграция не приносит желаемого блага - далеко не все получают на западе работу по специальности, многим приходится удовольствоваться ролью шоферов, охранников, официантов, уборщиц, дворников и т.п. Возможно, они и получают больше чем в своей , теперь нищей стране, но всем ли хочется становиться обслугой?
источник - http://rkrp-rpk.ru/content/view/12062/1/

Комментариев нет:

Отправить комментарий